В Петербурге открылось сразу три круглосуточных магазина здоровой еды, которые работают в ночное время без единого сотрудника. Ранее ретейлер протестировал этот формат в Москве. В столице и области есть уже 80 магазинов без персонала.
Это работает так: на входной двери в магазине находится магнитный замок с планшетом. Днем торговая точка работает в обычном режиме, а после 22:00 продавец покидает магазин и активирует защиту на двери. Чтобы зайти за продуктами ночью, покупателям нужно отсканировать QR-код на планшете. Оплачиваются покупки на кассе самообслуживания. А вся алкогольная продукция на ночное время предварительно убирается в специальный закрытый холодильник. По информации ретейлера, прирост выручки в Москве и области после внедрения автоматизации составил семь процентов. При этом процент невыясненных потерь остался на прежнем уровне.
Также в Петербурге последние несколько лет набирают популярность микромаркеты. Это автоматизированные торговые точки, для размещения которых достаточно 5-10 квадратных метров. Располагаются микромаркеты на локациях с постоянно высоким трафиком - в метро, офисах, жилых комплексах, гостиницах или поликлиниках.
В городе продолжает расти и количество вендинговых автоматов. При этом их содержимое становится все более разнообразным и уже не исчерпывается только кофейными напитками быстрого приготовления и снеками. Однако для продажи в автоматизированных аппаратах подходит не каждая продукция.
Например, петербургский бренд косметики Levrana еще во времена пандемии запустил свой вендинг. Автоматические аппараты с косметикой марки были в торговых центрах и супермаркетах города. Сегодня проект уже не работает. Как уточнили корреспонденту "РГ" в пресс-службе компании, от вендингов пришлось отказаться из-за отсутствия спроса и ликвидности.
По мнению члена экспертного совета при комитете Госдумы РФ по МСП и CEO IT-компании RC Group Марии Михайловой, в сравнении с запуском традиционного формата бизнеса с нуля форма "без персонала" доступнее и проще. Сокращение затрат на аренду помещения, обслуживающий персонал и другие оперативные расходы делают вендинг привлекательнее и выгоднее на старте, чем открытие полноценного кафе.
- Однако прогореть в самом начале очень просто, ведь во всех хитросплетениях бесперсонального бизнеса предпринимателю придется разбираться самому. А это изучение законодательной базы, поиск надежного поставщика необходимого оборудования, программного обеспечения, изучение спроса и предложения рынка для полноценной конкуренции, которая также вносит свои правки в расходы на продвижение бизнеса и его жизнеспособность, - объясняет эксперт.
Формат "без людей" проник не только в торговлю, но и в сферу услуг. В 2021 году сеть фитнес-клубов запустила в городе по франшизе круглосуточную студию с полной автоматизацией. В клубе нет администраторов, сервис-менеджеров и отдела продаж. Концепция не требует больших площадей, поэтому реализовать подобный проект возможно в любом здании. Внутрь могут попасть только клиенты, зарегистрированные в системе пользователей. Посетители взаимодействуют с клубом через мобильное приложение и чат с удаленным администратором. На случай, если кому-то из клиентов станет плохо во время тренировки, в клубах есть тревожные кнопки для вызова помощи.
Также в городе работает несколько фотостудий самообслуживания. Они представляют собой небольшие уединенные помещения с профессиональным фоном, зеркалом, камерой и заранее выставленным освещением. В такой студии клиент самостоятельно делает кадры, нажимая на пульт, синхронизирующий свет. Из персонала присутствует только администратор. Обрабатываются снимки автоматически в двух профессиональных программных обеспечениях: в первом происходит фотокоррекция по заранее заданным пресетам, а во втором подчищаются дефекты.
- Классическая бизнес-модель студии - это помещение площадью 1000 квадратных метров с десятью комнатами, которые разные фотографы арендуют для своих съемок. Человеку нужно платить и за бронь фотостудии, и за работу фотографа. В Петербурге час съемки стоит минимум пять тысяч рублей - и это редкость. У нас клиент получает "два в одном": и помещение, и услугу фотосессии, - рассказывает собственник фотостудии Кирилл Филипповский.
Для организации студии автопортрета достаточно помещения в 40-50 квадратных метров и администратора, сумма найма которого стоит не сильно дорого, поскольку такие вакансии часто занимают студенты. Однако это микробизнес, поэтому и выручки в подобных заведениях не будут достигать фантастических цифр. При этом издержки из-за вандализма тоже возникают нечасто.
- В фотостудии почти ничего нельзя испортить. Камера спрятана за зеркалом, посетитель не имеет к ней доступа. Внутри помещения находится лишь освещение. Но в большинстве случаев его не трогают, поскольку на инструктаже людям объясняют, что при перемещении можно испортить результат фотосессии. Кликер тоже может выйти из строя. Но для нас это расходный материал, как скотч или батарейки, - объясняет эксперт.
Без персонала могут работать даже отели. И в Петербурге есть такие примеры. Предприниматели Александр Пономарев и Владимир Алексеев открыли в 2018 году апарт-отели без единого сотрудника. Бронируются апартаменты онлайн, а для заезда в номер постояльцу нужно ввести в замок предварительно полученный код.
По мнению российского бизнесмена и владельца отеля Orsha River Club Сергея Гришина, тренд на цифровизацию касается абсолютно всех сфер. Но человеку нужна гуманность и внимание. Как раз именно в гостиничном бизнесе люди платят деньги за заботу и сервис.
- Такая модель помогает экономить на зарплатах. Но в дорогом отеле не получится заменить персонал на автоматизированные процессы, чтобы сократить расходы на зарплаты и при этом заработать больше. При таком раскладе отель попадет в сегмент ниже и стоить будет дешевле. Соответственно и прибыль будет меньше, - заключает эксперт.