Сделаем сами

Новые вызовы времени стали не ограничениями, а возможностями
С электротехническим оборудованием знаком каждый человек. Оно массово применяется в быту - всевозможные выключатели, розетки, щитки, удлинители, светильники и прочее. Но еще больше - в сотни раз - электротехнического оборудования требуется для энергетики, промышленного производства, науки, информационных систем и т.д. Перечислить все его позиции просто невозможно, как невозможна без него работа любого, даже самого маленького предприятия.
Продукция завода "Евкабель" (Крым) широко используется при строительстве в ЮФО.
Продукция завода "Евкабель" (Крым) широко используется при строительстве в ЮФО. / Сергей Мальгавко / ТАСС

С началом СВО этот рынок, более 70 процентов которого занимали зарубежные производители - прежде всего европейские, практически рухнул: они просто ушли. Российским компаниям, на долю которых приходилось чуть меньше 30 процентов рынка, пришлось в сжатые сроки решать, как заместить весь исчезнувший ассортимент. И они сумели сконцентрировать усилия.

"В тот момент мы обнаружили, что примерно по 4 тысячам позиций по низковольтному оборудованию отсутствуют аналоги как у зарубежных компаний с производством в РФ, так и у тех, кто размещает свои заказы в Китае, - рассказал "РГ" исполнительный директор Российской ассоциации электротехнических компаний (РАЭК) Виктор Свинцов. - В первое время помогли товарные остатки на складах производителей и дистрибьюторов, потом часть проблем решил параллельный импорт. Ситуация в целом не была критической".

Помогли меры господдержки, и к концу 2023 года отечественные компании в целом закрыли потребности.

"Наш рынок очень большой и разнообразный, - поясняет Виктор Свинцов. - Сегмент кабельной продукции составляет примерно 35 процентов. Кабели разных сечений изначально производилось в России, с ними мы не испытали никаких сложностей.

Второй блок - примерно 12-15 процентов - это кабеленесущие системы (КНС): металлические лотки, пластиковые каналы и др. В этом сегменте на российском рынке присутствовали европейские компании с уникальными решениями. Их удалось практически моментально заместить, произошла быстрая и тотальная локализация.

Сейчас рынок КНС более чем на 95 процентов сформирован из российской продукции. Сегмент светотехники, по разным оценкам, занимает 10-12 процентов рынка.

Российские светильники занимают более 60 его процентов. Большую часть оставшейся доли занимают российские бренды, которые импортируются из Китая под российскими торговыми марками".

По электроустановочным изделиям - это розетки, выключатели и т.д. - ситуация была сложнее: львиную долю рынка занимали импортные марки. Но когда международные производители ушли, их локализованные в РФ заводы остались и стали производить под новыми торговыми марками более 75 процентов всех изделий. До 20 процентов приходится на российские бренды, произведенные в Китае. Еще около 5 процентов - параллельный импорт. Сегмент низковольтного оборудования занимает около 20 процентов рынка. Сейчас российские бренды сумели нарастить свою долю в нем до 90 процентов. Для этого построены новые заводы, введены новые автоматические линии. Эти дорогостоящие проекты позволяет реализовать также поддержка государства.

За счет чего российским компаниям удалось всего за 2-3 года почти полностью заместить огромный рынок электротехнической продукции?

"Скорее всего, за счет опыта производства более простых изделий до 2022 года и владения технологиями, освоенными при размещении заказов в Китае, - как только освободились ниши, компании смогли масштабировать свои знания и навыки здесь, - говорит Виктор Свинцов. - Уровень подготовки технологического персонала оказался достаточно высоким, процесс пошел быстро. Не менее важный фактор - поддержка государства: кредиты под оптимальный процент, субсидии на разработку продуктов и строительство новых цехов, покупку производственных линий и др. Кроме того, за последние 20 лет в отрасли выросло целое поколение высококлассного менеджмента, часто выше европейского по уровню принимаемых решений. Так что если европейские компании решат вернуться, им будет сложно отыграть свои позиции, потому что уже все ниши этого рынка заняты. Качество наших продуктов и решений уже может конкурировать с мировыми аналогами".

Важный фактор - поддержка государства: выгодные кредиты под невысокий процент, субсидии на разработку новых продуктов и строительство цехов, покупку производственных линий

"За это время мы нарастили производственные мощности одного из своих заводов. До конца 2025 года завершим на нем строительство нового корпуса площадью 15 тысяч квадратных метров, - дополняет генеральный директор компании "Электрорешения" Дмитрий Кучеров. - На втором заводе увеличили выпуск готовой продукции в 2 раза. Внедрили платформу промышленного интернета вещей (IIoT) собственной разработки для дистанционного мониторинга и анализа эффективности производства".

"Локализация производства и разработка собственных технологических решений позволили не только компенсировать уход зарубежных брендов, но и выходить на качественно новый уровень, - подтверждает директор по корпоративному маркетингу компании "ДКС" Дмитрий Труш. - За последние два года локализовано и/или начато производство более 10 тысяч новых товарных позиций. Кроме того, активно развиваются цифровые сервисы, в частности платформа для мониторинга и управления инженерными системами".

В 2023 году рынок электротехники вырос в штуках на 5 процентов, а в деньгах - примерно на 10. Но со второго полугодия 2024 года ситуация вновь осложнилась.

Причин было несколько, но главная - высокая ставка рефинансирования и, как ее следствие, снижение темпов работы в строительстве - одном из главных потребителей электротехнических изделий.

Еще одна из острых проблем - дефицит инженерных кадров. Но ключевые производители и тут находят выход.

Например, компания "Электрорешения" реализует программу "Я - технарь", рассказал Дмитрий Кучеров. Первая ее ступень - мастер-классы, экскурсии на заводы и в офис компании, возможность для школьников старше 14 лет поработать вместе с родителями во время летних каникул. Вторая ступень - оснащение техникумов уникальными стендами с электротехнической продукцией. Третья - практика для студентов вузов. Четвертая ступень - стажировка в компании для студентов и выпускников вузов.

Компания оснастила несколько кафедр Национального исследовательского университета "МЭИ" презентационными стендами с производственным оборудованием, а также адаптированными под учебный процесс промышленными образцами, на которых студенты проходят практические семинары, мастер-классы и лабораторные занятия.

Сотрудничество с вузами позволяет реализовать и совместные научные программы. Так, компания открыла свои лаборатории в Ижевском государственном техническом университете и Удмуртском государственном аграрном университете, где ведутся совместные исследования.

А компания "ДКС" реализует свои образовательные программы по подготовке специалистов для новых высокотехнологичных производств на базе Тверского государственного университета и Тверского машиностроительного колледжа. С ее участием в ТвГУ создана кафедра робототехники. Кроме того, компания участвует в федеральной программе "Профессионалитет", реализует дополнительные программы обучения для студентов и школьников.

Ежегодно в рамках профориентации на ее предприятия приходят более 500 учащихся старших классов, студентов колледжей и вузов.

До 80 процентов из них возвращаются на последующие практики, приводят своих знакомых. Около трети трудоустраивается после окончания учебного заведения или после службы в армии.

"Совместно с этими партнерами мы разрабатываем проекты внедрения ИИ и роботизации производства, а также другие решения, позволяющие повысить эффективность труда специалистов, - продолжает Дмитрий Труш. - Разрабатываем программные инструменты, которые автоматизируют процессы проектирования и расчета инженерных систем, сокращая нагрузку на проектировщиков и монтажников. В ближайшие годы планируем вывести на рынок ряд инновационных решений в области автоматизации, цифровизации и энергоэффективности, что позволит нам не только закрепить свои позиции на российском рынке, но и стать конкурентоспособными на международном. В нынешней ситуации мы видим перед собой не ограничения, а новые возможности".