Завели моторы

По словам первого заместителя председателя правительства РФ Дениса Мантурова, выпуск новых машин в стране увеличился примерно на 30-40 процентов за последний год.
До 2022 года в российском автопроме была высока доля так называемой "отверточной сборки", когда автомобили собирались на территории РФ из иностранных деталей с использованием зарубежных технологий и оборудования. В 2022-м перед отраслью поставили задачу повысить уровень технологического суверенитета.
Автопроизводителям также дали стимул делать чисто российские машины. Для этого была введена компенсация утилизационного сбора для российских автомобилей, поддержка производства отечественных автокомпонентов, рассказывает доцент экономического факультета Российского университета дружбы народов Наталия Шувалова. Сегодня производства, которые обеспечивают уровень локализации в 3700 баллов (это высокий показатель), могут рассчитывать на полную компенсацию утильсбора, отмечает эксперт. Некоторые компании, по ее словам, уже могут похвастаться высоким уровнем локализации. Но есть и те, у которых этот показатель не слишком высок.
Получить помощь могут не только российские компании, но и "иностранцы", которые развивают производство полного цикла в РФ с ориентацией на отечественную компонентную базу, отмечает доцент кафедры управления транспортными средствами Государственного университета управления Артем Меренков.
В начале 2025 года о достижении технологического суверенитета заявил АвтоВАЗ. Сегодня автомобили LADA на 95 процентов состоят из отечественных компонентов, сообщил президент концерна Максим Соколов. Во время недавней поездки в Тольятти президенту РФ Владимиру Путину показали предсерийный автомобиль Lada Iskra. Он построен на платформе CMF-B, которую представляют некоторые французские автомобили и которая подверглась реинжинирингу, став технологически независимой.
Автопроизводители утвердили планы по достижению технологического суверенитета, но многим из них придется действовать быстро. Примеры такой работы уже есть. В 2022 году завод компании Renault в Москве был передан на баланс столицы. Новый владелец остался без технологий, конструкторской документации, комплектующих. Несмотря на это, довольно быстро на предприятии было налажено производство автомобилей под брендом "Москвич" в партнерстве с китайской компанией. Постепенно производство переходит на отечественные компоненты. В 2025 году в планах предприятия локализация аккумуляторной батареи, кузовных деталей, силовых элементов управления, тормозной системы.
В целом в текущем году многие российские автопроизводители планируют повысить уровень локализации. "Есть компоненты, которые легко удалось заменить на отечественные: приводные ремни, сальники, компоненты сцепления, радиаторы", - рассказывает Наталия Шувалова.
А вот такие элементы, как двигатели, электронные системы управления, заменить намного сложнее. Коробки передач в легковом сегменте используются преимущественно иностранные, отмечает Артем Меренков. Зато в 2025-м планируется массовый переход на отечественные топливные баки.
В конце 2022 года правительство РФ утвердило Стратегию развития автомобильной промышленности до 2035 года. В документе особо отмечена "критичная компонентная база": силовые агрегаты, система активной и пассивной безопасности, автоматические коробки передач (АКПП), антиблокировочные системы (ABS), электронные системы стабилизации (ESP) и подушки безопасности, которые в первую очередь должны быть заменены на российские. Для этого планируется создать производства в нашей стране. При этом ввоз автозапчастей в Россию был ограничен приказом минпромторга от 05.07.2024.

В прошлом году были созданы производства деталей для ряда отечественных автомобилей, рассказали "РГ" в Фонде развития промышленности. Например, в Челябинской области наладили выпуск узлов подвески и рулевой системы, которые устанавливаются на автомобили Lada Largus, Lada Vesta и "Газель Next". А также шаровых опор и рулевых наконечников. В Нижегородской области организовано серийное производство алюминиевых картеров, которыми комплектуются коробки передач автомобилей Sollers Argo. В Костроме локализовано производство ранее не выпускавшихся в России поршневых пальцев для двигателей КАМАЗ. А в Ярославской области был открыт цех выплавки жаропрочного чугуна, который применяется в производстве деталей двигателей внутреннего сгорания.
Стоит отметить, что эти производства были запущены в том числе за счет льготных займов по программе "Автокомпоненты", которая начала действовать в 2022 году. По ней российские производители могут получить кредит с очень низкой процентной ставкой на создание и развитие производств отечественных компонентов для автомобилестроения и специального машиностроения. Всего в рамках этой программы профинансировано 47 проектов.
Дополнительную поддержку автопроизводителей проанонсировал Владимир Путин, заявив о необходимости пересаживать чиновников и сотрудников госкомпаний на российские автомобили. Он напомнил, что такое решение было принято правительством России в конце 2024 года. Это "действенная и абсолютно рыночная" форма поддержки, уточнил он.