Непристегнутым водителям грозит повышение штрафа

Инициатива вызвала массу споров. С одной стороны, с необходимостью пассивной защиты тех, кто передвигается на транспорте, не поспоришь. С другой, возникают вопросы о способах выявления этого нарушения.
Напомним, что с 1 января этого года штраф за такое нарушение вырос с тысячи до 1,5 тысячи рублей. Теперь депутаты предлагают его увеличить до 3 тысяч рублей. То есть в два раза. В пояснительной записке говорится, что количество выявленных подобных нарушений выросло по сравнению с данными 2022 года как раз вдвое. При этом в ДТП тяжелые повреждения получает каждый десятый непристегнутый в транспортном средстве человек. Депутаты посчитали, что нынешний штраф малоэффективен, хотя он еще не проработал и трех месяцев. Но статистика - лукавая штука.
С 2023 года у нас действуют камеры по фиксации непристегнутых ремней безопасности. Даже сейчас никто не скажет, сколько ошибочных постановлений было вынесено с их помощью. Ремень мог скрыться под капюшоном, камера могла не рассмотреть его на фоне одежды.
Были случаи, когда водителя привлекали к ответственности за то, что он не пристегнут, просто потому, что конструкцией автомобиля не был предусмотрен трехточечный ремень. А двухточечный камера углядеть не может.
Кстати, и доказать, что ехал с пристегнутым ремнем, довольно проблематично.
Но жалобы на такие случаи на статистическую отчетность не влияют. Все это - одна статья кодекса. И разделения нарушения на виды - с помощью камер или просто вручную - нет.
Поэтому, как считают эксперты, после увеличения штрафа, если такое случится, произойдет лишь увеличение сбора денег с добросовестных водителей. Не более того.
Однако, по мнению автоэксперта Игоря Моржаретто, проблема есть. Некоторые люди принципиально не хотят пристегиваться. Более того, в некоторых регионах, когда пытаешься пристегнуться на заднем сиденье, таксисты спрашивают: "Зачем? Ты мне не доверяешь?" Они это считают проявлением неблагодарности. Хотя, надо сказать, сами таксисты крайне редко используют различные приспособления для имитации пристегнутого ремня.
Игорь Моржаретто посоветовал вообще внести в ПДД, а также в Кодекс об административных правонарушениях статью за попытку блокировки систем безопасности автомобиля. Под эту статью подпадают многие истории. В том числе и заглушки ремней безопасности.
Напомним, что также предлагалось ввести запрет на продажу таких заглушек на маркетплейсах. Такого законопроекта пока нет. Идут только разговоры. Но даже если он появится, то тут же возникнет вопрос: кто будет контролировать его исполнение? Продажи рамок-перевертышей для номеров тоже в свое время запретили. Тем не менее найти их в виртуальных магазинах не проблема.
Как утверждает другой автоэксперт Петр Шкуматов, ныне действующего штрафа вполне достаточно. Человек за один день за рулем проезжает десятки камер. Многие из них фиксируют такое нарушение, как непристегнутый ремень. То есть такой водитель получит десятки штрафов в день за один проезд без ремня.
Но есть и проблема посложнее. Водителя наказывают и за перевозку непристегнутого пассажира.
В Москве более трех тысяч камер. Даже если водитель такси убедит пассажира пристегнуться, нет никаких гарантий, что он не отстегнется во время движения. И как раз именно тогда попадет в объектив.
Что же касается использования заглушек, то запретить их продажу - просто нереально, считает Петр Шкуматов. Никто не будет после такого запрета продавать заглушки для замков ремней безопасности. Будут продавать брелоки, похожие на заглушки. Будут продавать даже открывалки для пивных бутылок, стилизованные под эти замки. И кто докажет, что маркетплейс продал нечто незаконное? А водитель воспользовался этим незаконным предметом в своих нехороших целях?
Впрочем, следует иметь в виду еще одну реальность. Дело в том, что машины уже давно оборудуются всякими электронными устройствами, которые не только следят за тем, вставлен ли замок ремня безопасности в соответствующее гнездо. Они вычисляют в том числе: а вытянут ли при этом ремень? А насколько он вытянут? А какое у него натяжение? Одними заглушками тут не обойтись. Это прошлый век. Некоторые машины не только пищат надоедливо о том, что кто-то не пристегнут, но даже понижают скорость ее движения практически до пешеходной.
Кстати, у водителей "Газелей" был когда-то в ходу миф о том, что если водитель непристегнут, то в случае аварии максимум, что ему грозит, это вылететь через лобовое стекло. Но ведь лобовое стекло - это три слоя стекла и пластика. Пробить его головой сложно и больно. А потом еще лететь на асфальт... Лучше пристегнуться.