По словам Дарьи, темно и на улице Богдана Хмельницкого (хотя это уже не жилмассив на окраине, а достопримечательность Новосибирска, частично - объект культурного наследия). Дарья не одинока - нехватка, а то и полное отсутствие уличного освещения регулярно становится предметом нареканий со стороны горожан. И дело не только в эстетике, а прежде всего - в безопасности передвижения.
Как рассказал корреспонденту "РГ" Валентин Ломан, доцент кафедры безопасности труда факультета энергетики Новосибирского государственного технического университета, именно в целях обеспечения безопасности применяется свод правил, устанавливающий нормативы освещенности для разных городских улиц, в зависимости от их важности и загруженности транспортом.
Единица измерения освещенности - люкс, и такая, например, крупная улица, как проспект Маркса, должна иметь среднюю освещенность на уровне двадцати-тридцати люкс. Измерение проводится с помощью прибора - люксометра, в разных местах (для этого на выбранном участке определяют необходимое количество контрольных точек - не менее пятнадцати штук), затем осуществляются необходимые расчеты. И вообще-то говоря, городу не повредил бы такой световой аудит. Но это в теории.
А на практике, как следует из ответа городского департамента транспорта и благоустроительного комплекса на запрос "РГ", в Новосибирске, во-первых, как минимум на десятке улиц линий освещения нет вообще (ни одного люкса, нечего измерять). И это - не считая новых жилмассивов, в большинстве которых беда с фонарями, и зон индивидуальной жилой застройки. Во-вторых, как ответили в департаменте, основная часть линий наружного освещения в Новосибирске выполнена в 80-х годах прошлого столетия - и тут уже без всяких приборов понятно, что она нуждается в модернизации.
Вспомним, что в далеком уже 2021 году модернизация городского освещения обсуждалась в городе широко и с оригинальными идеями: в частности, мэрия предлагала заключить с инвестором энергосервисный контракт. Активно интересовался этой темой и бизнес - например, "Сберлизинг", "Ростелеком" и другие компании уже не так давно, в 2023-2024 годах, выдвигали предложения об участии. Однако даже в 2021-м расходы на "осовременивание" света на новосибирских улицах (свыше полутысячи объектов) оценивались примерно в миллиард рублей. В какую сумму выльется крупная замена сегодня, сложно даже предположить.
В общем, как ответили в департаменте на запрос председателя комиссии по городскому хозяйству Совета депутатов Новосибирска Игоря Кудина, энергосервисный контракт так и не был заключен по причинам прежде всего финансового характера - и ключевая ставка выросла так, что лучше избегать всяких лизингов, и материалы с оборудованием подорожали. В свете, простите за каламбур, этих событий город решил обходиться собственными силами.
А силы такие, что приходится действовать не комплексно, а точечно. У мэрии есть целых два плана, в соответствии с которыми в Новосибирске загораются новые фонари. Один из них - план обеспечения устойчивой работы наружного освещения городских улиц. То есть фактически - текущее содержание. В него на 2025 год вошло семнадцать объектов, расходы - пятьдесят миллионов рублей. Второй касается освещения именно школьных маршрутов, которые должны быть самими что ни на есть безопасными. Это еще 34 объекта и сорок миллионов рублей расходов. Кстати, оба плана практически полностью сформированы на основе наказов избирателей, что лишний раз подчеркивает актуальность проблемы.
Что касается первого плана, то почти половина из пятидесяти миллионов уйдет на закупку кабельно-проводниковой продукции, а также материалов, инструментов и светильников. Еще десять миллионов "заберет" крупный объект - Димитровский мост, где предусмотрена замена светильников и перетяжка воздушных линий от железнодорожного туннеля до проезда Энергетиков. Поменять светильники задумано и на Красном проспекте - от Большевистской до Орджоникидзе, и всего за 3,5 миллиона рублей.
Второй план порадует нашу читательницу Дарью. В нем есть и школа N 8 на темной улице Курчатова - предполагается за 295 тысяч рублей устроить линии наружного освещения от улицы Рассветной. Есть и гимназия N 12, детсад N 50 и ЛДС "Сибирь" - заменить светильники на светодиодные планируется по улице Богдана Хмельницкого от Танковой до Учительской. Самым дорогим объектом в этом плане стало проектирование и строительство линий наружного освещения у гимназии N 13 на улице Ипподромской, от Писарева до Гоголя - почти десять миллионов рублей, четвертая часть общих расходов по этому плану.
Но это еще не все. Отдельный проект, вызывающий особую гордость у властей, - это модернизация наружного освещения в Академгородке. На это из бюджета города в нынешнем году выделено свыше 66,5 миллиона рублей. В Академгородке меняют опоры наружного освещения, которые служили с 1960-х годов, а также светильники с натриевой лампой - на светодиодные. Но самое главное, что здесь уберут кабели под землю в соответствии с принципом "чистого неба". И это - впервые в Новосибирске.
Между тем, как отметил Валентин Ломан, часто модернизацией городского освещения занимаются архитекторы, хотя на самом деле это дело инженеров-конструкторов. С точки зрения инженера, нельзя сказать однозначно, что светодиодные лампы для освещения улиц сегодня однозначно выгоднее газоразрядных. Огромное значение имеют не только характеристики самих ламп, но и характеристики осветительных установок, и даже качество монтажа. По личному мнению Валентина Ломана, освещенность улиц - далеко не самая больная проблема Новосибирска. "Не могу сказать об окраинах, я живу и работаю в центре Ленинского района, и вижу, что здесь освещенность в последние годы заметно улучшилась", - считает специалист.
В январе 2020 года, накануне пандемии, когда у Новосибирска впереди еще маячил Молодежный чемпионат мира по хоккею, городские власти представили новую масштабную концепцию освещения. Такого жители сибирского мегаполиса не видели никогда (но надеемся, что, может быть, еще увидят). Предполагалось убрать все сети под землю, сделать новые светильники и опоры, а также подсветку десятков зданий и даже - на площади Ленина - световые картины-проекции. На все про все - меньше шести миллиардов рублей. По понятным причинам дальше презентаций дело не пошло. Пока ограничиваемся освещением школьных маршрутов.