Что осложняет жизнь уральских производителей детской одежды

Развитие индустрии детских товаров в последнее время получило дополнительный импульс: государство готово поддержать малые предприятия грантами и субсидиями, с помощью которых можно обновить оборудование или "откапиталить" швейные цеха. Однако в условиях жесткой ценовой конкуренции с зарубежными производителями и меняющихся требований отечественного законодательства уральским швейникам удается выживать с большим трудом. "РГ" пообщалась с тремя производителями детской одежды, которые поделились своими проблемами.
Хотя уральским швейникам непросто выдержать ценовую конкуренцию с импортом, они не сдают позиций и не снижают качество изделий.
Хотя уральским швейникам непросто выдержать ценовую конкуренцию с импортом, они не сдают позиций и не снижают качество изделий. / Татьяна Андреева/РГ

Сайт, прощай!

Компания "Студия Т" вышла на рынок еще в 1993 году и до сих пор выпускает школьную форму и женскую одежду. Правда, с тех пор, подобно шагреневой коже, коллектив предприятия сжался с 70 до 20 человек. Но фирма все же держится на плаву: для этого приходится гибко менять стратегию продаж и осваивать новые технологии. Например, последние семь лет компания сотрудничает с крупными маркетплейсами и уже не видит смысла инвестировать в развитие и продвижение собственного сайта.

- Даже при наличии нескольких салонов, где можно примерить обновки, выгоднее направить 90 процентов продукции на склады маркетплейса, - поясняет директор компании Оксана Волгина. - Еще в 2016 году мы сомневались в необходимости такого сотрудничества, но сегодня каждый прогрессивный предприниматель уже представил свой товар на той или иной площадке.

Такой выбор имеет свои подводные камни: производителю приходится считаться с комиссией маркетплейса, осторожничать с наценкой и долго ждать поступления средств (маркетплейс может отсрочить выплату поставщику за проданный товар).

- Принимаем условия площадки, например, их внезапные скидки, когда товар дешевеет без предупреждения, а нам приходится извиняться перед покупателями, приобретающими его в обычном магазине по более высокой цене. Сохранить добрые отношения с традиционными торговыми точками все сложнее, их можем поддержать лишь за счет уникальных коллекций, которых нет в онлайне, - продолжает Волгина.

Потребители, привыкшие к онлайн-распродажам, ожидают от местных производителей таких же чудес. Но это невозможно

Но если обходится без штрафов и внезапных распродаж, на которые не скупится сервис, фирма выручает на маркетплейсе ту же сумму, как если бы всю партию скупили оптовики.

- У онлайн-гигантов такие правила: принимай или отказывайся. В общем, бизнесмену никогда не стоит впадать в эйфорию и необходимо всегда иметь финансовую подушку безопасности, - подтверждает директор компании "Швейная династия" Ирина Пуць.

Ее фабрика шьет детскую одежду и комплекты для грудничков. В начале развития онлайн-торговли она направляла на склады маркетплейсов около четверти общего объема выпускаемой продукции, спустя пять лет эта цифра выросла до 58 процентов. В итоге компания закрыла свой розничный сайт, который не мог обеспечить такого количества покупателей, какой приходит с двух интернет-площадок. Очевидно, это перевешивает минусы.

Кстати, тесное сотрудничество с онлайн-магазинами заставило производителей перестроить деятельность менеджеров, в том числе перевести часть из них на техническую работу: вместо поиска поставщиков сырья или оптовых покупателей они теперь заполняют карточки на новую продукцию.

Недетские сложности

Но жесткими условиями маркетплейсов сложности сбыта детских товаров не исчерпываются. Еще больше хлопот производителям доставляет процедура сертификации и маркировки: согласно постановлению правительства России № 883 от 29.06.2024 года каждая компания, выпускающая детскую одежду, в том числе школьную форму, обязана заказывать QR-коды на новые товары в системе "Честный знак". Контролирует наличие маркировки Роспотребнадзор - и имеет право оштрафовать за ее отсутствие (сумма может достигать 300 тысяч рублей). Если сертифицировать детские товары нужно раз в три года, оплачивая инспекционный контроль и предоставляя пробы тканей, то процесс маркировки практически непрерывный: QR-код оформляется отдельно на каждую позицию, причем вручную.

- Одна наклейка стоит 60 копеек, - рассказывает Оксана Волгина. - Пришлось потратиться на новое кассовое оборудование, специальное программное обеспечение, 2D-сканер для считывания штрихкода. Из-за большого ассортимента программу пришлось дописать с учетом нужд предприятия и для ее обслуживания взять в штат программиста.

О тех же сложностях говорит и Екатерина Кондрич. Семейная фабрика "Кондрич" находится в Верхней Пышме и с 1993 года выпускает униформу и профессиональный текстиль для ресторанов и гостиниц, а также школьную форму. По наблюдениям предпринимательницы, формирование марки QR-кода в системе может занимать от полутора до пяти часов, а для карточки товара и того дольше - до двух дней. И все это время процесс стоит: отгрузить товар нельзя без такой наклейки нельзя, его не примет продавец.

- Школьный жилет из сертифицированной ткани стоит 2-5 тысяч рублей: в эту сумму входят не только стоимость ткани и работы, но и расходы предпринимателя на сертификацию, обучение кадров, трудозатраты на маркировку, налоги, таможенные сборы на ввоз оборудования и тканей, - поясняет Кондрич.

Все эти издержки ложатся на малый бизнес, при этом некоторым родителям кажется, что за школьную форму они сильно переплачивают.

- Потребители, привыкшие к онлайн-распродажам, ожидают от нас, местных производителей, таких же чудес. Но это невозможно, - подчеркивает Екатерина.

Между тем, чтобы пройти сертификацию по школьной форме, изготовитель обязан подтвердить качество пошива, использовать ткань с натуральными волокнами, выдержавшую тесты на гигроскопичность, воздухопроницаемость и устойчивость к износу. Но показатели качества для покупателей, увы, зачастую не на первом месте.

Системные проблемы

Безусловно, контроль качества одежды, тем более детской, необходим. Однако с внедрением "Честного знака" предприятия легпрома стали заложниками разночтений: новой системе не соответствуют коды ТН ВЭД - классификатора товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза. В результате приходится переоформлять документы по каждой выпускаемой позиции, а это дополнительные расходы, и немалые. По словам Ирины Пуць, в 2023 году пришлось вложить в сертификацию 233 тысячи рублей, в 2024-м - еще 471 тысячу, а с начала этого года - уже 120 тысяч рублей.

- Зарегистрироваться в системе "Честный знак" не сложнее, чем открыть аккаунт в соцсетях, - поясняет она. - Однако сложности возникают с описанием товаров. Если раньше набор обозначали одним штрих-кодом, то сегодня система заставляет отдельно маркировать футболку, отдельно - шорты, а все вместе - это третья наклейка.

"История с маркировкой" аукается производителю и на этапе доставки товара. Если условный покупатель получил заказ в пункте выдачи, вскрыл упаковку, и товар ему не подошел, он его возвращает без проблем для себя и маркетплейса. А вот изготовитель несет расходы на логистику непроданной продукции, а также "битый" штрих-код, который придется отпечатывать заново.

Тем временем тот же покупатель, вполне возможно, выберет более дешевый товар зарубежного поставщика, у которого проверить маркировку и соответствие требованиям качества гораздо сложнее.