Вы подумали, что это картинка из блокадного Ленинграда, где Кировский завод под фашистскими обстрелами продолжал выпускать танки КВ? Про фашистов вы не ошиблись. Но дело происходило в 2014 году на Ясиноватском машиностроительном заводе в ДНР. Там и сейчас слышна канонада. Но завод работает и отгружает проходческие комбайны и запасные части на горнопроходческие щиты по графику.
Мы немного опоздали. Ночью отгрузили горнопроходческий комбайн. Шесть фур (120 т) уехали в Якутию. Там с помощью продукции Ясиноватского машзавода будут добывать алмазы.
Когда были "жирные" времена, горняки закупали горнопроходческие машины в Австрии, Канаде и даже в Швейцарии. Спецоперация все поставила на свои места. Импортных запчастей нет. Техника встала. А Ясиноватский машиностроительный завод имени 60-летия СССР как работал, так и работает.
В бумагах этого почетного наименования уже нет, но вывеска над главными воротами осталась. Все метро Советского Союза строилось местным оборудованием. Да и БАМовские тоннели сооружали они же. Щиты отправили в Прагу для прокладки метро. Чехи подсуетились и один щит продали по дешевке в Англию. Так что тоннель под Ла-Маншем прокладывал ясиноватский щит. Забит первый колышек скоростной трассы "Джубга - Сочи". По традиции разбили бутылку шампанского о первую сваю.
Мы в кабинете директора завода Владимира Трубчанина. Он по совместительству возглавляет Донецкое региональное отделение "Союза машиностроителей России" (образовано в мае 2023 года).
На сегодня Донецкое РО в рейтинге других российских реготделений по итогам 2024 года поднялось на полтора десятка позиций. Постоянно осуществляется прямое взаимодействие с федеральным Минпромторгом и руководителем ПСБ (куратор ДНР от "СоюзМаша России"). Завод неоднократно посещал Мантуров Денис Валентинович.
Налицо неразрывная связь с большой Родиной.
"В 2014-м фронт проходил прямо по периметру завода, - рассказывает Владимир Викторович. - Но мы ремонтировали подбитую технику, выпускали окопные скобы. 3 миллиона штук наковали. У нас пресс еще трофейный, немецкий. Нас защищал батальон "Восток". Когда украинские танки подошли к проходной, ребята взяли два чана из хлебопекарного цеха и установили в воротах с надписью "Осторожно, мины!". И правда было похоже. Не сунулись. Сейчас, когда Авдеевку взяли, стало легче. Фронт в 30 километрах".
Во время разговора в отдалении загрохотала канонада. Завыли собаки, которых здесь держат в вольерах. Прежний директор завода, отец Владимира Викторовича Виктор Трубчанин очень любил животных. Тогда на заводе проживало около 2,5 тысячи бездомных собак. Собак сейчас меньше, и они волнуются при обстрелах, в отличие от заводчан.
Мы пошли по цехам. Нас сопровождали молодые инженеры-конструкторы Богдан Сенюрко и Дмитрий Подольхов. Богдан учится на 5-м курсе Донецкого национального технического университета, они с Дмитрием - участники федерального форума "Инженеры будущего". Богдан только вернулся из Красноярска. Там метро строят ясиноватские щиты. Дмитрий недавно с фронта. 9 месяцев воевал на Угледарском направлении, его недавно демобилизовали и теперь опять к кульману. Кадры молодые, но уже обстрелянные.
В цехах сейчас просторно. Идет наладка и подготовка к сборке очередного проходческого комбайна для шахты "Комсомолец Донбасса". Она недалеко от Донецка. Плазменная резка выжигает огромные шестерни. Работают токарные станки. Ухает пресс. Рядом лежат металлические рамы для эвакуационной машины-робота. Скоро прибудет электромеханическое шасси и из ворот выйдут вполне мирные на первый взгляд тележки. На них будут доставлять на передовую боеприпасы, а обратно вывозить раненых. А прошлой ночью тут был аврал, когда алмазникам грузили комбайн. Везде ящики с оборудованием. Не забыть бы чего.
Сам проходческий комбайн (одна из первых освоенных заводом моделей) мы увидели на главной улице Ясиноватой. Ярко-оранжевый, он стоял на постаменте, больше похожий на машину уничтожения из "Звездных войн". Во все стороны буры, сверла, пилы. Грозная машина. Но без нее никуда. А санкции пошли на пользу заводу. Пока импортные машины стоят без запчастей, Ясиноватский завод завален заказами и готов, как говорили в год 60-летия СССР, выполнить любое задание.