Под звуки канонады ухает пресс

Прифронтовой завод в ДНР поставляет проходческие комбайны на всю Россию
...У завода звучат взрывы. Артиллерийским снарядом снесло забор. Но в цехах работает сварка и ухает пресс. Фронту нужна техника.

Вы подумали, что это картинка из блокадного Ленинграда, где Кировский завод под фашистскими обстрелами продолжал выпускать танки КВ? Про фашистов вы не ошиблись. Но дело происходило в 2014 году на Ясиноватском машиностроительном заводе в ДНР. Там и сейчас слышна канонада. Но завод работает и отгружает проходческие комбайны и запасные части на горнопроходческие щиты по графику.

Мы немного опоздали. Ночью отгрузили горнопроходческий комбайн. Шесть фур (120 т) уехали в Якутию. Там с помощью продукции Ясиноватского машзавода будут добывать алмазы.

Когда были "жирные" времена, горняки закупали горнопроходческие машины в Австрии, Канаде и даже в Швейцарии. Спецоперация все поставила на свои места. Импортных запчастей нет. Техника встала. А Ясиноватский машиностроительный завод имени 60-летия СССР как работал, так и работает.

В бумагах этого почетного наименования уже нет, но вывеска над главными воротами осталась. Все метро Советского Союза строилось местным оборудованием. Да и БАМовские тоннели сооружали они же. Щиты отправили в Прагу для прокладки метро. Чехи подсуетились и один щит продали по дешевке в Англию. Так что тоннель под Ла-Маншем прокладывал ясиноватский щит. Забит первый колышек скоростной трассы "Джубга - Сочи". По традиции разбили бутылку шампанского о первую сваю.

Мы в кабинете директора завода Владимира Трубчанина. Он по совместительству возглавляет Донецкое региональное отделение "Союза машиностроителей России" (образовано в мае 2023 года).

На сегодня Донецкое РО в рейтинге других российских реготделений по итогам 2024 года поднялось на полтора десятка позиций. Постоянно осуществляется прямое взаимодействие с федеральным Минпромторгом и руководителем ПСБ (куратор ДНР от "СоюзМаша России"). Завод неоднократно посещал Мантуров Денис Валентинович.

Налицо неразрывная связь с большой Родиной.

"В 2014-м фронт проходил прямо по периметру завода, - рассказывает Владимир Викторович. - Но мы ремонтировали подбитую технику, выпускали окопные скобы. 3 миллиона штук наковали. У нас пресс еще трофейный, немецкий. Нас защищал батальон "Восток". Когда украинские танки подошли к проходной, ребята взяли два чана из хлебопекарного цеха и установили в воротах с надписью "Осторожно, мины!". И правда было похоже. Не сунулись. Сейчас, когда Авдеевку взяли, стало легче. Фронт в 30 километрах".

Во время разговора в отдалении загрохотала канонада. Завыли собаки, которых здесь держат в вольерах. Прежний директор завода, отец Владимира Викторовича Виктор Трубчанин очень любил животных. Тогда на заводе проживало около 2,5 тысячи бездомных собак. Собак сейчас меньше, и они волнуются при обстрелах, в отличие от заводчан.

Мы пошли по цехам. Нас сопровождали молодые инженеры-конструкторы Богдан Сенюрко и Дмитрий Подольхов. Богдан учится на 5-м курсе Донецкого национального технического университета, они с Дмитрием - участники федерального форума "Инженеры будущего". Богдан только вернулся из Красноярска. Там метро строят ясиноватские щиты. Дмитрий недавно с фронта. 9 месяцев воевал на Угледарском направлении, его недавно демобилизовали и теперь опять к кульману. Кадры молодые, но уже обстрелянные.

В цехах сейчас просторно. Идет наладка и подготовка к сборке очередного проходческого комбайна для шахты "Комсомолец Донбасса". Она недалеко от Донецка. Плазменная резка выжигает огромные шестерни. Работают токарные станки. Ухает пресс. Рядом лежат металлические рамы для эвакуационной машины-робота. Скоро прибудет электромеханическое шасси и из ворот выйдут вполне мирные на первый взгляд тележки. На них будут доставлять на передовую боеприпасы, а обратно вывозить раненых. А прошлой ночью тут был аврал, когда алмазникам грузили комбайн. Везде ящики с оборудованием. Не забыть бы чего.

Сам проходческий комбайн (одна из первых освоенных заводом моделей) мы увидели на главной улице Ясиноватой. Ярко-оранжевый, он стоял на постаменте, больше похожий на машину уничтожения из "Звездных войн". Во все стороны буры, сверла, пилы. Грозная машина. Но без нее никуда. А санкции пошли на пользу заводу. Пока импортные машины стоят без запчастей, Ясиноватский завод завален заказами и готов, как говорили в год 60-летия СССР, выполнить любое задание.