Таксопарки запросили субсидии на покупку отечественных автомобилей

Компаниям, занимающимся таксомоторными перевозками и привлекающим самозанятых, нужны более гибкие условия, чтобы развивать бизнес, сохранять доступность и качество услуг. Об этом говорили депутаты, эксперты и представители отраслевых ассоциаций на круглом столе в Госдуме.
Таксопарки жалуются на ухудшение условий ведения бизнеса из-за высокой цены новых автомобилей.
Таксопарки жалуются на ухудшение условий ведения бизнеса из-за высокой цены новых автомобилей. / Сергей Куксин

Сейчас в России работают около 2 миллионов таксистов. Однако уже в этом году эксперты прогнозируют дефицит кадров в этой отрасли в десятки тысяч человек. Это связано с ограничениями по привлечению иностранного труда и снижением рентабельности таксопарков. В отрасли также наблюдается недостаток машин из-за растущей стоимости автокредитов и лизинга, цен на автомобили и их обслуживание. Законопроект об установлении требований к уровню локализации автомобилей, используемых в качестве легковых такси, принят в первом чтении. Однако обновлять свой таксопарк готовы менее трети отечественных перевозчиков, поскольку замена даже 50% машин приведет к значительным убыткам. "Мы все заинтересованы в создании условий для развития как нашей автомобильной промышленности, так и транспортной отрасли. Главное, чтобы услуги оказывались качественно, безопасно и по доступной цене", - подчеркнул депутат Николай Будуев.

Эта проблема особенно актуальна для самозанятых, так как они используют для работы личные автомобили, рассказал руководитель оперштаба независимого профсоюза "Новый труд" Алексей Неживой. Чтобы водители не ушли в теневой сектор, необходимо предусмотреть для них льготный лизинг, считает он. Представитель общероссийской общественной организации "Деловая Россия" Семен Жаворонков обратил внимание, что сегодня у таксистов ограниченный выбор автомобилей, а стоимость новых машин очень высока, что ухудшает условия ведения бизнеса. Поэтому перевозчикам необходима помощь со стороны государства. Среди возможных мер поддержки глава подкомитета "Деловой России" по такси Алексей Быков предложил выделение прямых субсидий таксопаркам. "Сегодня субсидии, которые выделяются автопроизводителям, приводят к удорожанию автомобилей. Например, стоимость отечественного электрокара после введения субсидии на его покупку выросла с 3,5 миллиона до 4,3 миллиона рублей", - утверждает Быков. Еще один рыночный механизм для развития отрасли предложил руководитель экспертного центра "Пробок.нет" Александр Шумский. Речь идет об отмене минимальных квот. "Мы не должны навязывать таксопаркам какие-то конкретные модели, они должны сами выбирать те марки, которые им удобны с точки зрения технических характеристик и экономических критериев. Иначе мы создадим не вполне рыночные условия", - убежден он. Эксперт предложил использовать опыт Москвы, когда столичные власти выделяют субсидирование на покупку или лизинг авто. "Речь не про запреты, а про меры стимулирования. Это гораздо перспективнее", - уверен Шумский.