Минстрой рассказал, как защититься от мошенников в ЖКХ
Злоумышленники под видом сотрудников жилищно-коммунальных организаций пытаются нажиться на людях разными способами. Какие у них есть ходы и как избежать перевода квартплаты мошенникам, где найти правильный соседский чат и чем отличается настоящий сантехник от самозванца, рассказала пресс-служба Минстроя.

Поддельные квитанции
Мошенники кидают в почтовые ящики жителей поддельные квитанции. Эта схема действует уже не одно десятилетие. Квитанции очень похожи на настоящие, но банковские реквизиты на них (сейчас обычно в виде напечатанного для оплаты QR-кода) фальшивые. Деньги, если внести квартплату этим способом, уйдут злоумышленникам.
Что делать?
Настоящие квитанции обычно приходят в одни и те же даты, чаще всего - в период с 1-го по 5-е число каждого месяца, напоминает Минстрой. Если квитанция пришла раньше или позже, будьте вдвойне бдительны.
Чтобы не отправить деньги мошенникам, перепроверьте суммы в квитанции и банковские реквизиты, сравнив их с данными на портале ГИС ЖКХ dom.gosuslugi.ru или в мобильном приложении "Госуслуги Дом". Через приложение "Госуслуги Дом" можно и оплачивать коммунальные услуги, некоторым жителям доступна оплата через портал "Госуслуги". Здесь и на портале ГИС ЖКХ данные наиболее точные - отраслевые организации обязаны вносить их по закону.
Поддельные чаты
Мошенники развешивают на подъездах и информационных стендах приглашения вступить в чат дома. Но при попытке перейти в чат по напечатанному на бумажке QR-коду пользователи теряют свой аккаунт в мессенджере. Они могут, например, попросить ввести код подтверждения, якобы чтобы отсечь от вступления в канал ботов, а на самом деле код дает доступ к вашему аккаунту. Далее мошенники используют аккаунт для обмана других пользователей.
Что делать?
Посмотрите, есть ли в объявлении адрес вашего дома. Если инициаторы не пишут адрес, а приглашают вступить "в чат нашего дома", - это, скорее всего, массовое объявление мошенников. Проверяйте ссылку, по которой предлагают перейти после считывания QR-кода. Если она подозрительная или в адресе есть очевидные ошибки, переходить по ней не нужно.
Опять же, в приложении "Госуслуги Дом" есть официальный чат дома. В нем могут общаться только подтвержденные собственники квартир в здании, то есть только ваши соседи. Посторонние люди и мошенники получить доступ сюда не могут. Если есть необходимость, пользуйтесь этим инструментом.
Телефонное и онлайн-мошенничество
Злоумышленники могут звонить или писать в мессенджер, представляясь сотрудником управляющей или ресурсоснабжающей организации, например водоканал, электросеть и тому подобное .
Они предлагают новый способ оплаты жилищно-коммунальных услуг - для этого нужно перейти по ссылке и назвать код из сообщения или установить на телефон новое приложение. Однако тем самым мошенники получают доступ к вашему аккаунту на портале "Госуслуги" или к смартфону, могут похитить средства с банковского счета или оформить кредит на ваше имя.
Одна из новых схем - звонок будто бы из управляющей компании с извещением о замене домофона. Жителю говорят, что это бесплатно и теперь у каждого будет индивидуальный код домофона, он приходит в СМС, и цифры нужно назвать звонящему, чтобы якобы настроить доступ в подъезд. Но на самом деле это опять же код доступа к порталу "Госуслуги".
Что делать?
Не переходите по ссылкам от неизвестных отправителей, не открывайте файлы от них. Мошенники часто рассылают установочные файлы приложений под видом фотографий. Когда пользователь открывает файл, на смартфон устанавливается приложение, которое крадет пароли и платежные данные.
Не называйте посторонним лицам коды из СМС. Настоящие сотрудники коммунальных служб никогда не попросят код от портала "Госуслуги" или других аккаунтов. Не принимайте решений во время разговора. Если вас подталкивают к подозрительному действию, прекратите общение и перепроверьте информацию, а также свяжитесь со своей управляющей организацией. Актуальные контакты, напомним, есть на сайте ГИС ЖКХ.
Льготный ремонт
Жителю по телефону сообщают о льготной госпрограмме ремонта квартиры, замены пластиковых окон, остекления балкона и пр. И предлагают подать заявку на ремонт или же уведомляют, что житель уже включен в программу. Вполне может быть, что это просто реклама компании, занимающейся ремонтом, и они действительно проведут работы, но цены будут не ниже средних по рынку. Худший вариант - когда возьмут предоплату и исчезнут.
Что делать?
Федеральной программы льготного ремонта не существует. Изредка местные власти помогают с ремонтом ветеранам и некоторым другим льготникам. Чтобы узнать, есть ли такая помощь, позвоните в управляющую компанию и городскую администрацию. Если дошло до заключения договора, внимательно изучите цены, сравнив их с обычными ценами на эти работы на рынке и на то, какие услуги включены. Не исключено, что в договоре будут хитрые формулировки: например, установка окна стоит дешево, а вот услуги неочевидные - демонтаж старого окна или герметизация - заставят существенно переплатить за работы в целом.
Визиты самозванцев
Иногда мошенники действуют под видом сотрудников коммунальных служб, отмечают в Минстрое. Они могут прийти якобы для проверки коммуникаций или с предложением заменить счетчик. Что делать? Собственник обязан пускать в квартиру представителей управляющей организации и рабочих для осмотра и ремонта коммуникаций или же для ликвидации аварии. Но об этом заранее уведомляют, например объявлением на подъезде.

Подлинное ли объявление - можно уточнить звонком в управляющую компанию. Если незваные гости требуют срочно открыть дверь, не открывайте. И не поддавайтесь давлению, подчеркивают в Минстрое. "Если вам грозят штрафами за отказ открыть дверь, это мошенники", - говорится в сообщении ведомства. Сотрудники коммунальных служб не ходят по домам, предлагая заменить счетчики воды или электроэнергии (за отдельную плату, конечно). Пришло ли время менять счетчик - можно посмотреть в техпаспорте прибора или узнать в управляющей компании. Иногда это указывается в квитанции за коммунальные услуги. Заказать поверку или замену счетчика воды - обязанность жителя, именно он должен вызвать мастеров. Электросчетчики же теперь и вовсе меняют бесплатно, жители за это не платят.
Без предупреждения настоящие сотрудники коммунальных служб могут прийти только для ликвидации аварии, а то, что она случилась, вы, скорее всего, и сами уже заметите.