Гвоздь экспозиции - офорты из серии "Мертвые души". Шагал занялся ею в начале 1920-х по предложению знаменитого издателя Амбруаза Воллара, "крестного отца" многих европейских авангардистов ХХ века. Поэма Гоголя тогда еще не была переведена на французский. Шагал выбрал материал сам, скучая по родине, которую был вынужден покинуть. Из-за гибели Воллара и событий Второй мировой заказанные им Шагалу циклы вышли в свет лишь после войны. Один набор графики к "Мертвым душам" - подарок самого художника - хранится в Третьяковке. Как пояснил "РГ" предприниматель и коллекционер Павел Башмаков, всего в России не более пяти полных комплектов:
- Это одна из самых редких и дорогих его серий. Остальные экземпляры хранятся в европейских музеях и у частных собирателей, не заинтересованных в широком показе. Чаще всего на аукционах можно встретить разрозненные листы из "Мертвых душ". В советской традиции принято выше ценить первые оттиски в серии, у нас они почему-то считаются авторскими. В Европе такой разницы не делают. Да, первые номера могут сопровождаться пластинами, с которых делали отпечатки, дополнительной сюитой (например, в сангине или на другой бумаге, на коже). Но именно гравюры в серии за рубежом считают одинаковыми, в том числе по стоимости.
Помимо "гоголевского" цикла Воллар заказал Шагалу иллюстрации к басням Лафонтена и к Библии - ее художник считал "самым большим источником поэзии всех времен". Специально съездил на Святую землю, откуда, по собственному признанию, вернулся другим человеком.
- Он почувствовал не только свои корни, но и атмосферу библейских событий, разобрался в традиционной колористике. Поэтому цвет в его иллюстрациях символичен. Бог зеленый - это цвет созидания. Дева Мария - синяя, это сама чистота. В диптихе "Иов молящийся / Иов безутешный" герой сначала окрашен зеленым, а затем темнеет, добавляется оттенок красного. Ведь уныние - это грех… - напомнил Башмаков.
Для выставки в Воронеже были отобраны литографии из двух серий Шагала - "Библейское послание" и "Рисунки к Библии", выпущенных в 1956 и 1960 годах. Это уже зрелый период.
Интересны и, увы, вновь злободневны поздние работы - на военную тему. Офорты из цикла "И на земле…" (1977) были созданы по автобиографическим заметкам Андре Мальро о боях с франкистами в Испании. В них - ужас и абсурд войны, уничтожающей людей и культуру. Но в то же время - и надежда на возрождение. Интересна пара работ с одинаковой композицией, рисующая руины Барселоны (ее можно узнать по очертаниям Саграда Фамилия в левом нижнем углу): на первом листе - солдаты с винтовками, трупы и полчища самолетов в воздухе, на втором - гуляющие пары, над которыми парят птицы и восходит солнце.
Любовь как движущая сила мироздания - сквозная тема для Шагала. Она читается и в "деревенских" видах Витебска - земного рая с избами, куполами церквушек и уличными музыкантами (хотя, по воспоминаниям мастера, в городе его детства "было много столбов, свиней и заборов, а художественные дарования дремали"). И в портретах Беллы, рядом с которой он парил над землей 29 лет. И в фигурах циркачей, будто обманувших законы физики.
Выставка в Воронеже продлится до 6 апреля 2025 года.