За качество товаров на маркетплейсах будет отвечать продавец, а не платформа

Комментарии и возражения отрасли рассматривались на подкомиссии по совершенствованию контрольных и разрешительных функций федеральных органов исполнительной власти при Правительственной комиссии по проведению административной реформы. Работу курирует вице-премьер - глава Аппарата Правительства Дмитрий Григоренко. Всего, во время предварительной проработки законопроекта с рабочими группами, было снято около 200 замечаний от представителей бизнеса. Те замечания, что оставались, были урегулированы на последнем заседании подкомиссии, сообщили в аппарате Григоренко.
Законопроект справедливо распределяет обязанность и ответственность между всеми участниками процесса в цифровой среде: продавцом, площадкой и контролирующим органом, пояснил "РГ" глава АКИТ Артем Соколов, участвовавший в работе.
"Каждый из них отвечает в своей части за тот объем действий, который от него требуется. Также определены: порядок взаимодействия с партнерами, с исполнителями, сроки уведомлений, а также частота изменения оферты, досудебный порядок обжалования и многие другие вопросы, связанные с прозрачностью отношений с платформой", - сообщил он. Соколов добавил, что "работа над законопроектом в части внимания к предложениям участников из разных отраслей со стороны разработчиков является одним из лучших примеров взаимодействия, учитывая сроки и масштаб регулирования".
Одним из вопросов, вызвавших споры, была информация, отображаемая на карточках товаров. Было принято решение, что Минэкономразвития включит в текст законопроекта обязанность платформы учитывать в карточке товара или услуги наличие свидетельства о госрегистрации.
Как заявили "РГ" в Ассоциации цифровых платформ (АЦП), объединяющей таких игроков как Авито, Ozon, Wildberries и других, по их мнению, за размещение информации о госрегистрации товаров или сертификатах соответствия должен нести ответственность сам продавец. "Платформа не должна отвечать за недостоверную информацию в свидетельствах или за ложные данные, которые предоставляют сами продавцы", - подчеркнули в АЦП. Там добавили, что ведут диалог с регулятором для поиска сбалансированного решения, которое будет учитывать особенности электронной коммерции, защищать интересы покупателей и не создавать искусственные барьеры для добросовестных продавцов.
В Wildberries заявили, что полностью поддержали внесенные изменения в текст законопроекта по его итогам. "Wildberries принимает участие в работе над законопроектом и рассчитывает, что отраженные в нем положения будут способствовать долгосрочному стабильному развитию всех участников экономических отношений, которые создают цифровые платформы", - заявили в пресс-службе.
Там добавили, что в 2022 году маркетплейс провел полную интеграцию с реестром свидетельств о государственной регистрации БАДов и витаминных комплексов Евразийской экономической комиссии. Кроме того, Wildberries уже не допустила к появлению и дальнейшей реализации на платформе более 3,5 тыс. карточек товаров по причине отсутствия в них свидетельства о государственной регистрации. Потребитель может проверить номер СГР в карточке товара в разделе "Характеристики и описание".
Существенные замечания были озвучены и по поводу необходимости обозначать товары, которые находятся на платном продвижении, "способом, исключающим возможность её смешения с иными карточками товаров" в поисковой выдаче. Эксперты отмечают, что это лишит смысла такие карточки, так как обозначит их как рекламные. Этот пункт было решено убрать из статьи 9 законопроекта.
Это решение в АЦП приветствуют, так как обозначение карточек товаров с платным продвижением "не соответствует текущей практике платформ и в случае реализации могло бы ухудшить пользовательский опыт и снизить эффективность для продавцов". В ассоциации пояснили "РГ", что платное продвижение принципиально отличается от рекламы, так как "не гарантирует фиксированное место в выдаче - товар будет показываться только при соответствующих запросах". Кроме того, эта функция позволяет малому бизнесу конкурировать с крупными игроками. "Введение данной нормы могло бы негативно повлиять на начинающих селлеров", - подчеркнули в АЦП.
Гораздо больше противоречий вызвал пункт, касающийся защиты авторских прав в цифровой среде, в частности на платформах. Изначально предполагалось, что на платформах будут созданы личные кабинеты для правообладателей. С помощью этого инструмента они могли бы обжаловать возможное нарушение авторских прав на платформе. Как пояснили в аппарате Григоренко, этот сценарий обсуждался в несколько итераций и во время заседания подкомиссии было достигнуто общее понимание, что не для всех платформ этот вопрос актуален, а затраты на внедрение этого механизма - весомые. "Таким образом, это могло повлечь излишнее регулирование. Сошлись на том, что правообладателям необходимо предоставить возможность пожаловаться платформе в случае выявления таких фактов. Приняли решение проработать механизм уже на площадке Государственной думы", - подчеркнули в аппарате вице-премьера.
С этим согласны в АЦП, там полагают, что возлагать ответственность за соблюдение интеллектуальных прав только на посреднические цифровые платформы неправильно. "Вопрос об ответственности цифрового посредника за нарушение прав на товарные знаки уже урегулирован гражданским законодательством, которое в данном вопросе имеет приоритет. Поэтому мы считаем излишним дополнительно регулировать ответственность цифровых платформ в этой области", - заявила представитель ассоциации.
В Ассоциация торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники (РАТЭК) иначе оценивают затраты на реализацию подобного механизма. По словам представителя ассоциации, это не потребует значительных затрат от маркетплейсов. "Из отчета по рынку IT-аутстаффинга SkillStaff и BCGroup следует, что общая стоимость разработки и внедрения системы защиты интеллектуальных прав на маркетплейсах составит всего 7,2 млн рублей. Ежегодные операционные расходы оцениваются в 3 млн рублей. Совокупно для отрасли, оборот которой составляет около 8 трлн рублей, это меньше тысячной доли процента",- отметили в РАТЭК.
В Ozon высоко оценивают эффективность механизма личного кабинета для защиты интересов правообладателей. На сегодняшний день в сервисе Ozon зарегистрировано более 20 тысяч брендов, сообщили в пресс-службе маркетплейса. "Мы видим, что инструмент работает эффективно: за последний год заблокировали несколько миллионов карточек по запросам правообладателей", - рассказали в Ozon.
Правообладатели и сейчас имеют возможность направить обращение платформе о нарушении своих прав и такой механизм платформы включают в свои правила, отмечает Николай Комлев, исполнительный директор Ассоциации предприятий компьютерных и информационных технологий (АПКИТ).
"Результат заведомо предсказуем - сами включили соответствующий пункт в правила, сами и будем решать нужно ли его исполнять. Как минимум, не соблюдаются сроки реагирования, вместо 24 часов реакция может затянуться на 5-6 дней", - говорит он. По словам Комлева, за это время пользователи массово и многократно вступают во взаимоотношения, нарушающие права правообладателей.
"Вред для правообладателей очевиден - как минимум, массовые скачивания контрафактных программ и/или незаконное оказание услуг, защищенных товарным знаком. Значительно хуже, что платформы отказываются блокировать аккаунты рецидивистов или, как минимум, ограничивать для таких лиц функциональность. Эти лица массово создают сотни новых объявлений и их блокировка становится бессмысленной как стрельба из пушки по воробьям. Если сейчас законодательно не удастся установить границы добросовестного поведения платформ, то у правообладателей практически не останется безболезненных для всех методов реагирования", - уверен исполнительный директор АПКИТ.
Наличие самого себе механизма жалоб на платформах не решает задач профилактики нарушений, говорит член правления Ассоциации по защите авторских прав в интернете (объединяет Alpina Digital, "Азбука Аттикус", "Эксмо АСТ") Максим Рябыко.
"Не помогают стандартные процедуры в борьбе с рецидивами нарушениями, где каждая претензия рассматривается как с "чистого листа", закрывая глаза на знания о предыдущих претензиях. 15 лет такая процедура удаления по претензиям работает на крупнейших мировых платформах. И большинство из них пошли дальше, внедряя механизмы премодерации, видя что простое удаление - это борьба с ветряными мельницами, где и платформа и правообладатель тратит множество усилий годами, а принципиально количество нарушений не только не снижается, а растает по экспоненте", - сообщил он.