В России дистанционная розничная торговля табачной и никотинсодержащей продукцией по закону запрещена. Но в 2023 году было обнаружено 47 веб-сайтов, публикующих информацию о продаже табачной и никотинсодержащей продукции, а в 2024 году количество таких сайтов выросло более чем в семь раз - до 357, рассказал член Общественного совета при Росалкогольтабакконтроле, директор по корпоративным отношениям и коммуникациям "JTI Россия" Сергей Глушков.
Во многом это результат ужесточения контроля за рынком. Так, с 1 марта 2024 года в стране производители и импортеры табачной и никотинсодержащей продукции должны получать лицензии для своей деятельности. С 1 июля 2019 года действует обязательная маркировка сигарет и папирос, позже ее распространили и на остальную никотинсодержащую продукцию.
По данным Национального научного центра компетенций в сфере противодействия незаконному обороту промышленной продукции (ННЦК), за девять месяцев 2024 года контрольно-надзорными органами в общей сложности было возбуждено более 8 тыс. дел об административных правонарушениях в сфере оборота табачной продукции, что на 27,9% больше, чем годом ранее.
В итоге, по данным ННЦК, в третьем-четвертом квартале 2024 года доля незаконного оборота сигарет в РФ составила 11,4% (или 1,2 млрд пачек сигарет), что на 2% меньше того же периода 2023 года (13,4%).
"Испытывая давление "на земле", нелегальные продавцы находят тихую гавань в сети "Интернет", - считает Глушков.
Но главной проблемой в борьбе с торговлей в интернете остается громоздкая и неповоротливая процедура блокировки сайтов исключительно через суд.
"Пока мы несколько месяцев (от трех до шести) бегаем по инстанциям, добиваясь блокировки, нелегалы спокойно готовятся перейти на новый ресурс со всей клиентской базой", - рассказывает Глушков.
При этом сайт продолжает вести активную деятельность. В процессе блокировки владельцы сайтов успевают создать их зеркала/дубликаты, которые продолжают дистрибуцию нелегальных табачных изделий. Регистраторы/провайдеры не всегда реагируют на поданные обращения.
Решение - введение внесудебной блокировки по типу, успешно применяемому в алкоголе. С момента выявления страницы или сайта, предлагающего алкоголь, и до ее блокировки проходит не более суток (в случае необходимости проведения экспертизы - до семи суток).
Сейчас в Госдуме на рассмотрении находится законопроект, который разрешает такую досудебную блокировку. Что позволит убрать из общедоступного пространства информацию, распространение которой запрещено по закону. "Кроме того, принятие законопроекта позволит предотвратить распространение в социальных сетях противоправной информации на ранних этапах, при этом не приводя к увеличению численности контролирующих органов, а также позволит избежать полной блокировки таких информационных ресурсов", - говорится в пояснительной записке к законопроекту.
В середине ноября 2024 года законопроект получил положительный отзыв правительства. Новая норма будет способствовать соблюдению установленного запрета на дистанционную торговлю табачной продукцией, говорится в отзыве за подписью вице-премьера - руководителя аппарата правительства Дмитрия Григоренко.
Концептуально поддерживают эту инициативу и в Росалкогольтабакконтроле, заявили "РГ" в службе.
Законопроект был включен в примерную программу Госдумы на декабрь 2024 года. Однако до сих пор документ даже не рассмотрен комитетом по информполитике и не вынесен на первое чтение.
Помимо досудебной блокировки, по мнению Глушкова, следует ужесточить наказание за торговлю через интернет. Сейчас максимальный размер штрафа составляет для граждан 30 тыс. руб., а для юридических лиц - 150 тыс. руб. Такое наказание несоразмерно возможному доходу, полученному от организации незаконной интернет-торговли, считает эксперт. Для таких нарушений следовало бы выделить отдельный состав.
Также нужно активизировать взаимодействие с иностранными соцсетями. В 2024 году в соцсетях было выявлено порядка 400 групп с публикацией подобного незаконного контента, количество подписчиков таких групп варьирует от 200 до 60 тыс. человек. И если по российским социальным сетям и платформам есть эффективные каналы и решения, то по иностранным платформам такого решения нет.
Продажи табака в сети - огромная проблема, признает главный редактор отраслевого ИА "Русский табак " Максим Королев. Но не столько торговые сайты "хулиганят", сколько соцсети. Особенно "телеграм" и мессенджеры, где свободно и мгновенно создаются соответствующие "группы". "Тут важнее наладить взаимодействие контрольных органов и операторов сети, как это сделано уже с маркетплейсами. Блокировка сайтов не решит проблему, тем более досудебная. В этом отношении и действующего механизма достаточно", - считает эксперт.