"Подготовка врачей должна проходить у кровати больного": В России запретили дистанционное медобразование

Госдума одобрила запрет на дистанционное медобразование
Будущих врачей и медперсонал больше не смогут готовить только в онлайн-режиме, а свои навыки они обязательно будут отрабатывать на практике. Законопроект о повышении качества медобразования прошел второе и третье чтения в Госдуме.

Новый закон запрещает использование исключительно дистанционного формата обучения для студентов медицинских и фармацевтических специальностей. Подготовка и переподготовка врачей и фармацевтов должны происходить только в специализированных учреждениях, обладающих научной базой, и которые способны обучать на практике. Отметим, что запрет касается программ среднего и высшего медицинского и фармацевтического образования. Образовательные учреждения, желающие вести программы подготовки, должны пройти аккредитацию в Росздравнадзоре, который проверит их на соответствие стандартам и наличие необходимой базы. Типовые образовательные программы разработает Минздрав.

Почему это актуально

На сегодняшний день в медицине сложилась порочная практика, о чем говорит ряд уголовных дел, заявил депутатам глава Минздрава Михаил Мурашко.

"От уровня подготовки кадров в сфере здравоохранения напрямую зависит качество оказываемой медицинской помощи людям, а значит - их здоровье, - подчеркнул председатель Госдумы Вячеслав Володин. - Обучение и повышение квалификации врача или фармацевта онлайн без практической подготовки - это лишь часть освоенной программы. Как результат - риски для пациента, а это недопустимо".

Таким образом, проходить такую подготовку медработники будут в специализированных учебных заведениях, где есть научная и клиническая база, отметил спикер.

Председатель комитета по охране здоровья Сергей Леонов (ЛДПР) подчеркнул, что предлагаемые им меры пресекут практику выдачи "филькиных грамот" об обучении и переподготовке врачей и медперсонала. "Мы считаем, что это очень серьезный шаг к развитию образования, к увеличению качества медицинского образования в нашей стране", - заявил депутат.

Проблема действительно назрела, подтвердил его первый заместитель Леонид Огуль ("Единая Россия"). По его словам, в последнее время было открыто множество факультетов в непрофильных медицинских учреждениях, которые дистанционно проводят подготовку медицинских работников. Он выразил уверенность, что "подготовка врачей должна проходить у кровати больного, у операционного стола". "И, конечно же, не должно быть обучение только дистанционно или электронным методом. Это исключено", - уверен Огуль.

Вице-спикер ГД от "Новых людей" Владислав Даванков привел пример фиктивного обучения: "Новую специальность можно получить в течение месяца в другом регионе, ни разу не увидев пациента, а только пройдя курс в онлайне".

Лидер фракции "Справедливая Россия - За правду" Сергей Миронов тоже раскритиковал медицинские факультеты, "где нет ни клиники, ни специалистов, ни оборудования, где готовят каких‑то врачей, которые ничего не умеют".

Прямая речь

Вячеслав Володин, председатель Госдумы - в ходе обсуждения законопроекта:

- Как правило, отсутствует клиническая база, отсутствует научная школа в таких учреждениях, которые кроме как печатью и владельцами этой фирмы, зачастую больше ничем не обладают. Регистрируют её где-то в регионе, но при этом получают свидетельство для работы на территории Российской Федерации.

В год такие фирмы повышают квалификацию до миллиона медицинских работников, и специализацию получают порядка 70-90 тысяч. Вдумайтесь! Какое количество удостоверений получают медицинские работники, проходя псевдо-специализацию или повышение квалификации? Потому что невозможно (мы говорили об этом с представителями медицинского сообщества) в течение двух-трех месяцев из врача-терапевта переквалифицироваться в акушера-гинеколога или онколога. И всё это зачастую, как правило, дистанционно.

Поэтому предлагаемое законодательное решение сегодня должно остановить ситуацию, которая сложилась. Да, конечно, это кого-то не устроит, потому что это миллиарды получаемых денежных средств с тех, кто в итоге становится обладателем этих свидетельств, став в одночасье врачом по той специальности, которой надо обучаться длительное время в медицинском университете или на базе научного учреждения.

Всегда наша медицина славилась своим качеством, основательностью, и нам надо сделать все для того, чтобы наша наука медицинская, наша научная школа, которая есть, эффективно работала и была, самое главное, востребована. Чтобы ее задействовали, а не приходили вот эти "фирмешки", которые, кстати, и в части подготовки учителей сотворили свою службу негативную.

Надо здесь дать полномочия министерству, чтобы оно навело порядок, и, соответственно, вместе с этим ответственность была возложена на правительственные структуры. Мы даем не только права, но и, безусловно, с этим приходит ответственность. Вот смысл законодательных решений, которые сегодня предложены для рассмотрения и принятия.

Комментарии

Джамаладин Гасанов, депутат ГД (ЕР):

"Врач с большим опытом работы всегда вам скажет, что по анализам диагноз не ставят, нужно видеть пациента. И многое в этой профессии передается исключительно на личном взаимодействии. Ты не можешь научиться оперировать, не ассистируя в операционной, или делать инъекции по картинкам в интернете.

Понимаем, что отрасль здравоохранения, как и все сферы, испытывает острый дефицит кадров, но обучать их с использованием исключительно дистанционного обучения - это тупиковый путь, который может только навредить здоровью и качеству жизни граждан. Обучение должно вестись под жестким контролем Министерства здравоохранения и Росздравнадзора.

Сейчас обучение по медицинским программам ведется в 127 вузах, из которых только 49 подведомственны Минздраву. Принятие закона не означает, что они будут переведены в его юрисдикцию, но контроль за качеством образования медиков теперь будет за профильным министерством".

Никита Чаплин, депутат ГД (ЕР):

"Медицинское образование требует не только теоретических знаний, но и отработки манипуляций, умения принимать решения в нестандартных ситуациях и эмпатии к пациентам. Все это трудно, а порой и невозможно, передать через онлайн-платформы. Риск врачебных ошибок является вполне реальным следствием недостаточной практической подготовки. Кроме того, бесконтрольное распространение дистанционного обучения могло привести к девальвации медицинского образования, когда диплом можно получить, не имея должного уровня квалификации. Это, в свою очередь, угрожает безопасности пациентов и подрывает доверие к системе здравоохранения в целом.

Закон направлен на предотвращение подобных негативных сценариев и обеспечение того, чтобы медицинские и фармацевтические специалисты получали качественное и полноценное образование, соответствующее высоким стандартам профессии".