"Кармен" из Испании и опера спасения. Как завершился фестиваль Башмета в Сочи

Зимний фестиваль Юрия Башмета завершился
Зимний фестиваль Юрия Башмета достиг своего "совершеннолетия". XVIII фестиваль вновь радовал яркими концертами и спектаклями с участием звезд отечественной и мировой сцены. Среди самых запоминающихся событий музыкального марафона длиной в 12 дней можно назвать дебют баса Ильдара Абдразакова за дирижерским пультом, презентацию духового ансамбля musicAeterna Brass (музыкантов Теодора Курентзиса), бенефис премьера Большого театра Дениса Родькина, неожиданное перевоплощение "королевы барокко" Симоны Кермес в джазовую примадонну.
Юрий Башмет и Денис Мацуев на финальном концерте Зимнего фестиваля искусств в Сочи.
Юрий Башмет и Денис Мацуев на финальном концерте Зимнего фестиваля искусств в Сочи. / Евгений Евтюхов / Предоставлено пресс-службой фестиваля

Несмотря на немыслимый для Сочи холод - город-курорт внезапно накрыл мокрый снег и гололед - в Зимнем театре, Камерном зале филармонии и на Морском вокзале (новая постоянная площадка фестиваля) было по-настоящему жарко. Непогода не отпугнула местных меломанов и гостей Черноморского побережья: в залах, как и всегда, можно было наблюдать аншлаги.

Программа фестиваля по традиции охватывала весь спектр музыки - от эпохи барокко до наших дней, предлагая совершить путешествие по континентам и музыкальным традициям как взрослым слушателям, так и детской аудитории, для которой, кстати, активно продолжали работать школа молодых журналистов и турнир поэтов, занятия с педагогами, конкурс молодых композиторов и музыкально-литературные вечера.

В Сочи в этом году приехали артисты не только из России, но также из Китая, Испании, Индии, Кубы, доказав, что у настоящего искусства нет географических и политических границ. Балет фламенко Барселоны, выступивший под занавес фестиваля, сорвал овации, покорив сочинцев своей танцевальной интерпретацией "Кармен". Один из самых популярных хореографических коллективов в мире объединил в своем спектакле страстные ритмы фламенко, живое звучание инструментов и мужского вокала, а также цитаты из оперы Бизе. Получилась захватывающая история любви, поставленная режиссером Давидом Гутьерресом: стремительные и пластичные движения рук и ног в сочетании с яркими национальными костюмами и лаконичной сценографией погружали в атмосферу народной Севильи.

Концертное исполнение оперы Бетховена "Фиделио" - самая необычная премьера фестиваля. Единственное в этом жанре творение композитора представили Всероссийский юношеский симфонический оркестр под управлением Юрия Башмета, ансамбль современной хоровой музыки Alto Coro, солисты Молодежной оперной программы Большого театра и актер Сергей Гармаш. За режиссуру - вернее, видеоряд, изображающий не то подземелье, не то тюрьму - отвечал руководитель фонда "Талант и успех" в Сириусе, режиссер Ханс-Йоахим Фрай. Эксперимент, безусловно, удался. И пусть солисты не все были на одинаковом вокальном уровне, а чтение французской драмы "Рассказы Рокко" (главного героя оперы) отчасти разрушало целостность действия, сам факт, что "Фиделио", не самое популярное сочинение Бетховена, обрело свою концертную жизнь в Сочи, говорит сам за себя. Возможно, на следующем Зимнем фестивале эта "опера спасения" найдет свое полномасштабное сценическое воплощение.

Балет фламенко Барселоны покорил своей интерпретацией "Кармен"

Закрытие Зимнего фестиваля искусств Башмета выдалось по своему обыкновению мощным по энергетике и самым продолжительным по времени. Концерт начался с философского размышления - с "Песен судьбы" Брамса, созданных на стихотворения поэта-романтика Гельдерлина, а завершился торжественным гимном свету и гармонии в Фантазии Бетховена на текст Куффнера. В этих масштабных хоровых шедеврах (в исполнении приняла участие Государственная академическая хоровая капелла России имени Юрлова) ощущалось некое послание от музыкантов слушателям, от опытных артистов - Юрия Башмета и пианиста Дениса Мацуева, солировавшего в сочинении Бетховена, - к Юношескому оркестру. Символическое напутствие "к молодым", ту самую связь поколений и преемственность, наглядно воплотил дебют скрипача Гранта Башмета в качестве солиста в Адажио для скрипки с оркестром из балета "Раймонда" Глазунова. Внук маэстро, ранее участвовавший в фестивале как музыкант Юношеского оркестра, выступил уверенно и достойно, доказав, что не зря носит знаменитую фамилию. Впрочем, главный акцент концерта-закрытия Зимнего фестиваля был сделан на премьерах современных композиторов - в этом году их оказалось трое. Кузьма Бодров написал виолончельный концерт, уложив туда фактически все аллюзии на романтическую музыку (солист - Василий Степанов), Алексей Сюмак - три пьесы из вокального цикла на стихи Бродского (солистка - Рамиля Баймухаметова), Валерий Воронов - фрагмент из готовящегося к большой премьере к 80-летию Победы "Реквиема" (солист - Николай Землянских).