Несмотря на немыслимый для Сочи холод - город-курорт внезапно накрыл мокрый снег и гололед - в Зимнем театре, Камерном зале филармонии и на Морском вокзале (новая постоянная площадка фестиваля) было по-настоящему жарко. Непогода не отпугнула местных меломанов и гостей Черноморского побережья: в залах, как и всегда, можно было наблюдать аншлаги.
Программа фестиваля по традиции охватывала весь спектр музыки - от эпохи барокко до наших дней, предлагая совершить путешествие по континентам и музыкальным традициям как взрослым слушателям, так и детской аудитории, для которой, кстати, активно продолжали работать школа молодых журналистов и турнир поэтов, занятия с педагогами, конкурс молодых композиторов и музыкально-литературные вечера.
В Сочи в этом году приехали артисты не только из России, но также из Китая, Испании, Индии, Кубы, доказав, что у настоящего искусства нет географических и политических границ. Балет фламенко Барселоны, выступивший под занавес фестиваля, сорвал овации, покорив сочинцев своей танцевальной интерпретацией "Кармен". Один из самых популярных хореографических коллективов в мире объединил в своем спектакле страстные ритмы фламенко, живое звучание инструментов и мужского вокала, а также цитаты из оперы Бизе. Получилась захватывающая история любви, поставленная режиссером Давидом Гутьерресом: стремительные и пластичные движения рук и ног в сочетании с яркими национальными костюмами и лаконичной сценографией погружали в атмосферу народной Севильи.
Концертное исполнение оперы Бетховена "Фиделио" - самая необычная премьера фестиваля. Единственное в этом жанре творение композитора представили Всероссийский юношеский симфонический оркестр под управлением Юрия Башмета, ансамбль современной хоровой музыки Alto Coro, солисты Молодежной оперной программы Большого театра и актер Сергей Гармаш. За режиссуру - вернее, видеоряд, изображающий не то подземелье, не то тюрьму - отвечал руководитель фонда "Талант и успех" в Сириусе, режиссер Ханс-Йоахим Фрай. Эксперимент, безусловно, удался. И пусть солисты не все были на одинаковом вокальном уровне, а чтение французской драмы "Рассказы Рокко" (главного героя оперы) отчасти разрушало целостность действия, сам факт, что "Фиделио", не самое популярное сочинение Бетховена, обрело свою концертную жизнь в Сочи, говорит сам за себя. Возможно, на следующем Зимнем фестивале эта "опера спасения" найдет свое полномасштабное сценическое воплощение.
Закрытие Зимнего фестиваля искусств Башмета выдалось по своему обыкновению мощным по энергетике и самым продолжительным по времени. Концерт начался с философского размышления - с "Песен судьбы" Брамса, созданных на стихотворения поэта-романтика Гельдерлина, а завершился торжественным гимном свету и гармонии в Фантазии Бетховена на текст Куффнера. В этих масштабных хоровых шедеврах (в исполнении приняла участие Государственная академическая хоровая капелла России имени Юрлова) ощущалось некое послание от музыкантов слушателям, от опытных артистов - Юрия Башмета и пианиста Дениса Мацуева, солировавшего в сочинении Бетховена, - к Юношескому оркестру. Символическое напутствие "к молодым", ту самую связь поколений и преемственность, наглядно воплотил дебют скрипача Гранта Башмета в качестве солиста в Адажио для скрипки с оркестром из балета "Раймонда" Глазунова. Внук маэстро, ранее участвовавший в фестивале как музыкант Юношеского оркестра, выступил уверенно и достойно, доказав, что не зря носит знаменитую фамилию. Впрочем, главный акцент концерта-закрытия Зимнего фестиваля был сделан на премьерах современных композиторов - в этом году их оказалось трое. Кузьма Бодров написал виолончельный концерт, уложив туда фактически все аллюзии на романтическую музыку (солист - Василий Степанов), Алексей Сюмак - три пьесы из вокального цикла на стихи Бродского (солистка - Рамиля Баймухаметова), Валерий Воронов - фрагмент из готовящегося к большой премьере к 80-летию Победы "Реквиема" (солист - Николай Землянских).