Внимание экспертов было обращено на третий квартал минувшего года. Специалисты Росстата провели опрос 48 тысяч российских домохозяйств. Затраты на досуг были рассчитаны на среднестатистическую семью из трех человек, на основе чего аналитики сделали общий вывод: расходы россиян на спортивные и культурные мероприятия, отдых и хобби увеличились в последнем квартале года почти в два раза. Эта динамика была названа рекордной за последние шесть лет.
Любопытны данные о финансировании досуга среднестатистической семьи. На культурные мероприятия, спорт и отдых за месяц в среднем супруги с одним ребенком стали тратить 8,4 тысячи рублей вместо прежних 4,8 тысячи, при этом в самой структуре семейного бюджета доля расходов на полезные удовольствия увеличилась с 6,2 до 9,3 процента.
- Потребительские расходы российской семьи из трех человек за год выросли на 12,5 тысячи рублей в месяц, или на 16,1 процента, при официальной инфляции в 8,9 процента, - отметила президент FinExpertiza Елена Трубникова. - В структуре расходов вырвался вперед досуг. На развлечения, культуру и спорт россияне стали тратить на 3,6 тысячи, или на 75,5 процента, больше. Следует обратить внимание, что расходы на домашнее питание увеличились примерно на ту же величину - 3,9 тысячи рублей, хотя относительный рост в этом сегменте был несколько менее зрелищным - 14,7 процента.
Примечательно, что в разрезе российских регионов аналогичные показатели разнятся в разы, тем самым демонстрируя и тренды на тот или иной способ времяпрепровождения, и достаточность предложения разнообразных услуг для досуга, и их стоимость. Даже в Центральной России разница между регионами, где на культуру, спорт и общепит в целом люди привыкли направлять определенный процент дохода, данные отличаются существенно, отражая и заинтересованность людей в разнообразном досуге, и их финансовые возможности.
Так, в топ-10 по сумме максимальных расходов на досуг из регионов Центральной России вошли Калужская и Брянская области. В первой на эти цели среднестатистическая семья направляет 14,3 тысячи рублей, во второй - 10,2 тысячи рублей. В числе лидеров по Центральной России также Тамбовщина, где на досуг в целом тратят почти семь тысяч рублей, Белгородчина почти с таким же показателем, а также Владимирская область - здесь на разнообразные развлечения направляют более 6,5 тысячи рублей.
При этом минимум выделяют на досуг жители Рязанской области - сумма не достигает и 1,7 тысячи рублей, Липецкой - чуть более 2,5 тысячи, Тверской - 2,6 тысячи рублей, а также Воронежской и Смоленской областей, где сумма расходов на досуг немногим менее трех тысяч рублей.
Динамика расходов - еще более интересна, нежели суммы. В Центральной России тамбовчане за год увеличили расходы на досуг почти в пять раз - и это рекордный показатель как в макрорегионе, так и по стране. Существенно - более чем на 60 процентов - приросли затраты на досуг и у калужан, почти на 53 процента - у смолян, на 47 процентов - у воронежцев, на 46 - у орловчан, более чем на 43 процента - у белгородцев.
Аналитики отмечают, что во многих случаях значительный рост расходов на досуг - это так называемый эффект низкой базы, и, судя по некоторым регионам, этот фактор действительно имеет значение. Яркий тому пример - Белгородская область. Регион, где традиционно предлагалось разнообразие культурных мероприятий, в начале года был вынужден приостановить работу музеев и выставочных залов, театра и филармонии в столице области. Оперативная обстановка не позволяла давать спектакли и концерты местным труппам и артистам, а также принимать какие бы то ни было гастроли, художественные выставки и много чего еще. Концертные площадки оказались закрыты, как и кинотеатры. Ситуация относительно нормализовалась только к осени. Эксперты от культуры говорят о том, что за долгие месяцы напряжения и жизни в опасности люди не перестали стремиться к искусству и творческому досугу, поэтому постоянная проблема покупки билетов в Белгородский драматический театр обострилась, как только спектакли возобновились. К слову, ажиотаж вокруг билетов на спектакли многие и назвали возвращением к обычной жизни.
Аналогичный тренд продемонстрировали и спортивные учреждения, фитнес-клубы и бассейны. Так, в одном из пригородных плавательных центров "РГ" рассказали, что уровень посещаемости дорос до прежнего, фиксировавшегося до вынужденного закрытия, и это не может не радовать.
На восстановление спроса надеются и те предприниматели, для бизнеса которых важна сезонность. Прокат сапов, гимнастика на свежем воздухе, командные игровые тренировки и бег - весь минувший год все это было под большим вопросом. Даже обучение скандинавской ходьбе и тренировочные занятия входят в нужную колею после приостановки.