СВО и бизнес: Сергей Катырин об ответственности за тех, кто сражается

Как помочь бизнесу в приграничных регионах и тем, кто возвращается со специальной военной операции? Об этом шла речь на онлайн встрече собкоров "Российской газеты" с президентом Торгово-промышленной палаты РФ Сергеем Катыриным.

Бизнес приграничья

Наш собкор по Белгородской и Курской областям Анна Скрипка вышла в эфир с центральной улицы Белгорода. За ее спиной - кинотеатр "Победа". Он серьезно пострадал от обстрелов и теперь не работает.

- Сергей Николаевич, - обратилась к главе ТПП Анна Скрипка, - очень тяжело сейчас бизнесу в приграничье. В Курской области предприниматели потеряли массу активов, а в Белгородской - то, что уцелело, находится в состоянии выживания. Государство оказывает беспрецедентную поддержку. И все-таки хотелось бы понимать, как еще можно помочь? Что предпринимает Торгово-промышленная палата?

- Мы внимательно следим за ситуацией, - заверил Сергей Катырин. - У нас очень активные Белгородская и Курская торгово-промышленные палаты. И, первое, нужно делать - ориентировать наши федеральные институты на помощь этим предприятиям.

Второе. Те возможности, которые есть на уровне региона, на уровне его бюджета опять же сориентировать на эти предприятия.

Третье. А чтобы сделать первое и второе, надо выработать дифференцированный подход к предприятиям, исходя из возможностей каждого. Делать это надо на региональном уровне с помощью региональных ТПП. А мы готовы на федеральном уровне с этими предложениями обратиться в Госдуму, работать с министерствами и ведомствами, чтобы нацелить их на помощь конкретным предприятиям.

- И они смогут получить финансовую поддержку?

- Я полагаю, что на сегодня какого-то дополнительного финансового ресурса нам трудно ожидать, кроме тех, которые уже выделяют. Значит, надо направить эти ресурсы, на помощь тем, кто находится в самой сложной ситуации. И это нам вполне по силам.

Преференции для инвесторов

Ирина Чечурина, редактор Самарского филиала: Минстрой России ищет компании, которые могли бы восстанавливать новые регионы. Учитывая положение на строительном рынке в Центральной России, многие строительные компании, например, в Пензенской области, хотели бы там строить. Нужны ли особые меры поддержки тем, кто рискнет на такой бизнес? Например, снижение налогового бремени.

Сергей Катырин: Я бы посмотрел на эту ситуацию с двух сторон. Если мы говорим о привлечении компаний, которые будут работать в условиях повышенного риска, где постоянно идут обстрелы, то туда гражданских строителей пока не пускают.

Если же мы говорим о тех местах, где боевых действий уже нет, об освобожденных территориях, то там строители работают, как и в других регионах России.

Вторая сторона этой медали: инвесторы, которых мы хотим привлечь на новые территории, к их восстановлению. Вот для них нужно создавать привлекательные условия, преференции, чтобы они со своими деньгами пришли в эти непростые регионы.

Автомобиль и бордюры

Сергей Болотов, заместитель редактора отдела экономики "РГ": Сергей Николаевич, начал ли российский бизнес готовится к тому, чтобы достойно трудоустроить участников СВО?

Сергей Катырин: Конечно. Как раз недавно мы в палате обсуждали эту тему. Понимаем, как это важно.

Бизнес, естественно, настроен помогать.

Первое - надо будет подготовить вернувшихся с СВО к работе, обучить, навыки необходимые дать. Второе - создать условия, чтобы человек мог добраться до работы, да и жить нормально, если есть проблемы со здоровьем.

К сожалению, об этом раньше особо не задумывались. И многие, кто имел ограничения по подвижности, не могли выйти из дома. Те, кто строит жилье, не понимают, что человеку нужно как-то преодолеть три ступени, чтобы платформа была, которая поднимается, а не переворачивается назад. Нам все это незаметно, а для них - любое препятствие, начиная с бордюра, если он не имеет скоса, проблема. Я общался с городскими строителями на эту тему, и на федеральном уровне мы этот вопрос поднимали.

А недавно встречались с заместителем министра обороны Анной Цивилевой. Обсуждали, каким должен быть автомобиль для людей с ограниченными возможностями. У нас есть специалисты из Общества инвалидов, мы с ними давно работаем. У них - опыт и точное понимание, какая нужна машина. Для них - это жизнь.

Они многое рассказали, чего нам, людям, которые с этим не сталкивались, не всегда понятно, насколько для них сложно решать некоторые вопросы в автомобилях. В тех - которые есть сегодня. Поэтому у них много накопилось предложений, каким образом организовывать пространство такого авто.

Так что есть над чем работать. И государству, и бизнесу. Мы все вместе должны помогать нашим ребятам.

О чем еще говорили на встрече собкоров "РГ" с главой ТПП России Сергеем Катыриным читайте в ближайшем номере "Российской газеты".