В Ставрополе заработал интерактивный гид для гостей города

В Ставрополе появился новый интерактивный "Туристический гид", который должен помочь гостям города сориентироваться в краевой столице и найти путь к интересным локациям. Цифровизация в этой сфере развивается неоднородно, но технологичные решения регулярно появляются в курортных городах Ставрополья, санаториях, гостиницах и на транспортных узлах. Действительно ли такие нововведения полезны бизнесу и отдыхающим, выяснял корреспондент "РГ".
Виртуальный экскурсовод поможет туристу подобрать самый интересный маршрут
Виртуальный экскурсовод поможет туристу подобрать самый интересный маршрут / Владимир Аносов

"Туристический гид" сделан силами двух комитетов администрации Ставрополя - культуры и молодежной политики, а также экономического развития и торговли. В цифровом навигаторе указаны основные локации города и ссылки на полезные для путешественников сервисы. Он позволяет пользователям строить маршруты по историческим и культурным объектам, торговым центрам, а также предлагает возможность воспользоваться аудиогидами для самостоятельных экскурсий. Кроме того, сервис помогает подбирать туры по городу.

- То, что заявлено как цифровой навигатор - это PDF-документ с девятью достопримечательностями и тремя торговыми центрами, описанием этих объектов, а также гиперссылками на подборку аудиогидов и экскурсий с номерами телефонов турагентств. Ссылки на интересные места ведут на "Яндекс.Карты". Можно назвать это навигатором. Вероятно, такой формат нужен, чтобы использовать его в интерактивных киосках, но распространяют его больше в Сети. Для онлайн-использования он очень сырой, - поделился мнением ставропольский программист Андрей Корниенко.

Виртуальные сервисы уже сопровождают туристов на всех этапах путешествия - от процедуры бронирования до регистрации в отеле и обслуживания в номере

Впрочем, это уже второй подобный проект, реализованный в Ставрополе. Ранее в таком же формате запустили "Студенческий гид", и, по данным администрации города, он свою задачу - помогать ориентироваться в молодежных пространствах, узнавать о конкурсах и сообществах - выполнил.

Есть и другой вид цифровых гидов, которые дают возможность не просто найти экскурсию, но и пройти по ней самостоятельно. Например, такие создали для Кисловодска и Ставрополя авторы интернет-журнала о городской жизни на Кавказе "Арзрум" и их коллеги из ставропольского медиа-холдинга АТВ. Электронный гид в виде чат-бота Telegram денег за свои услуги не берет. Команда на него потратила немного средств.

Как рассказала корреспонденту "РГ" экскурсовод, автор digital-проекта "Не старье, а наследие" Ангелина Головченко, выступившая в цифровом гиде проводником по Ставрополю, подобные проекты не просто дань моде, а требование времени.

- Люди очень много времени проводят в интернете, поэтому такие проекты - необходимость. Цифровые гиды позволяют сделать историко-культурное наследие доступнее. Когда мы говорим про экскурсии с живым специалистом, то сталкиваемся с большим количеством различных факторов: занятость гида, невозможность взять большую группу, иногда индивидуальный путешественник не может себе позволить оплатить гида. К тому же люди бывают интровертами и им просто не хочется лишний раз взаимодействовать с кем-то, им проще пользоваться интернетом и так знакомиться с городом, - отметила Ангелина Головченко.

Такие экскурсии - не просто аудио или текстовый гид, а микс разной подачи информации с эффектом присутствия живого экскурсовода. Они содержат видеокружки, старинные фотографии, таким образом человек может ознакомиться с историческими и географическими сопроводительными материалами, а аудиогид записан живым, а не сухим "музейным" языком.

- Буквально на днях в Ставрополе были туристы из Саратова, и им не подходило мое расписание. Они просто нашли у меня на странице наш гид в Telegram-боте и сходили на экскурсию по краевой столице, - поделилась гид.

По ее мнению, конкуренции с цифровыми форматами обычный гид чувствовать не должен.

- Всегда есть те, кому важнее присутствие живого экскурсовода. А такие технологичные продукты привлекают людей, делают регион интересным. Туристов надо знакомить с историко-культурным наследием города и края, чтобы все не ограничивалось местной кухней и развлечениями. Так что от появления новых цифровых гидов все только выигрывают, - подчеркнула Головченко.

Виртуальные сервисы уже сопровождают туристов на всех этапах путешествия - от процедуры бронирования до регистрации в отеле и обслуживания в номере. Их развитие, по мнению специалистов, должно помочь справиться с дефицитом кадров в отрасли. Цифровизация также способна значительно повысить качество обслуживания клиентов за счет автоматизации рутинных задач. Digital-инструменты помогают подобрать лучшие билеты, найти жилье, построить маршрут или преодолеть языковой барьер в международных поездках.

Добрались технологии и до санаториев, где важно оценивать медицинские показатели пациентов. Сейчас многие здравницы перешли на такой формат, который позволяет хранить и обрабатывать информацию о лечении пациентов и рекомендациях для них. Это помогает уменьшить вероятность ошибок и повысить эффективность работы медицинского персонала.

Тем временем

В Ставрополе заработал Туристско-информационный центр. Он находится в Центре предпринимательства и гостеприимства по адресу улица Ленина, 301. Согласно данным операторов сотовой связи, в 2024 году город посетили более двух миллионов человек. В гостиницах остановились около 212 тысяч путешественников. Сейчас в краевом центре работают свыше 40 гостиниц, отелей и хостелов. Средняя стоимость двухместного номера - 3,7 тысячи рублей.