Разработку и введение новых ГОСТов можно рассматривать как позитивное явление, так как не исключено, что немало производителей согласятся на их использование на добровольной основе. Это хороший шаг для производителя в том, чтобы убедить потребителей в более высоком качестве производимой продукции.
В случае если же инициаторы внедрения новых ГОСТов рассчитывают за счет нововведений обеспечить большую безопасность продукции и снижение количества отравлений, полагаю, что достижение данной цели крайне маловероятно.
Дело в том, что безопасность пищевых продуктов обеспечивается комплексом мер, предусмотренных Техническим регламентом Таможенного союза ТР ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции", а также техническими регламентами на молоко, рыбу, мясо, в том числе и мясо птицы. Данный комплекс мер достаточный для того, чтобы шаурма, суши и роллы были безопасными для потребителей, главное - его исполнять.
Основой безопасности пищевых продуктов является производственный контроль, основанный на принципах системы пищевой безопасности ХАССП и согласно которому необходимо обеспечить прослеживаемость сырья для производства готовой продукции, в том числе с помощью федеральных государственных информационных систем, а также обеспечивать минимальную периодичность лабораторных исследований.
Именно от исполнения мер производственного контроля во многом зависит безопасность продукции. Но будет ли индивидуальный предприниматель, владелец точки по производству той же шаурмы обременять себя качественным исполнением требований технических регламентов, когда за их нарушение ему грозит штраф по части 2 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) всего до сорока тысяч рублей? При миллионном обороте такой штраф предприниматель может даже не ощутить. В этой связи внедрение новых ГОСТов мало что изменит. Пока штрафы будут ниже, чем минимальные расходы на обеспечение безопасности пищевых продуктов, ждать изменения ситуации не приходится.
Поэтому для реального повышения дисциплины производителей фастфуда, а также других пищевых продуктов нужно не внедрение новых ГОСТов, а внедрение оборотных штрафов, которые сделают совершенно невыгодным производство небезопасной пищевой продукции. Это позволит исключить в деятельности производителей пищевых продуктов надежду по принципу "авось меня пронесет и люди не отравятся".
Кроме того, желательно законодательно ограничить количество предостережений в год для одного производителя пищевых продуктов в количестве не более двух, так как когда производители собирают пачки предостережений, потребитель от этого практически ничего не выигрывает. Необходим баланс интересов бизнеса и безопасности потребителей.
Таким образом, подчеркну, что для безопасности пищевых продуктов сегодня актуальнее оборотные штрафы, чем новые ГОСТы, принятие которых мало что изменит для безопасности потребителей.