Выбор площадки для открытого диалога - его начали в Кенозерском национальном парке - понятен: на европейской территории России наиболее масштабные площади ООПТ находятся в СЗФО. Список возглавляет Республика Коми, в которой "заповедная страна" занимает пять миллионов гектаров. На втором месте - Архангельская область, где нацпарки и заказники раскинулись на три с половиной миллиона гектаров. В Карелии они занимают более миллиона гектаров.
Ранее концепция особо охраняемых природных территорий существовала, но действовала только до 2020 года, не имела законодательного статуса и охватывала лишь федеральные ООПТ. А региональные и местные - их в России около 12 тысяч - нет. В итоге 200 миллионов гектаров оставались без системного государственного регулирования. В том числе ботанические сады, дендрологические парки, природные памятники - ООПТ, про которые ранее почему-то вообще забывали.
В последние годы в Минприроды провели анализ огромного природного наследия России. "Только сейчас мы подходим к адекватной реальной картине по количеству существующих в России природных территорий", - говорилось на Общественном совете Минприроды РФ во время выездного заседания в кенозерской деревне Вершинино.
- Система управления требует ключевых новых подходов, пересмотра, - считает директор департамента государственной политики и регулирования в сфере развития особо охраняемых природных территорий Минприроды России Ирина Маканова. - И абсолютно справедливо, что подходить к системе управления, не понимая стратегии развития, это путь в никуда.
При этом "подход к снаряду" должен учитывать региональную специфику.
- Следует понимать, что федеральные и региональные ООПТ, а также ООПТ местного значения находятся в совершенно разных географических и климатических зонах нашей большой страны. Заповедные территории находятся в изначально разных стартовых условиях с точки зрения инфраструктуры, доступности и возможности для развития, - отметил глава Общественного совета при Минприроды России Александр Закондырин.
Сегодня речь идет и об инвентаризации природного наследия: создавать ООПТ дальше или фокусировать ресурсы на тех, что уже созданы? Эксперты считают, что "момент достаточности природных территорий" должен иметь научное обоснование.
Вместе с тем заповедная система РФ долгое время оставалась закрытой, поэтому проблемы в ней только накапливались. Взять, к примеру, территориальное планирование: генпланы ООПТ и сегодня двигаются тяжело, а ведь только на их основе, а также после установки кадастровых границ появляется возможность решать земельные и жилищные вопросы.
В том числе местного населения. Общепризнанный факт - администрации особо охраняемых природных территорий и жители местных деревень долгое время находились по разные стороны фронта. И только в 2021 году после внесения изменений в федеральное законодательство удалось расшить главную проблему - люди поняли, что они имеют право жить, трудиться, оформлять имущественные и земельные правоотношения в границах своих заповедных сел и деревень.
- В вологодском городе Кириллове, включенном в национальный парк "Русский Север", люди лишь недавно вздохнули свободно и смогли реализовывать программу переезда из ветхого и аварийного жилья. Ранее это было им запрещено, - привели пример в Минприроды РФ.
Кстати, молодежь нацпарков, планирующая остаться работать на родной земле, совсем скоро сможет получить профильную специальность: новый профессиональный стандарт "Сотрудник заповедного дела" будет рассмотрен уже в феврале. В итоге в следующем учебном году в России начнут готовить специалистов для ООПТ. Планируется, что не только с высшим, но и со средним образованием.
По словам руководителя Кенозерского нацпарка Александры Яковлевой, одной из ключевых проблем ООПТ остается транспортная доступность. Кенозерью, к примеру, нужен автомобильный мост через реку Онегу, ждет ремонта и дорога Конево - Вершинино. Иначе как туристов возить?
Кстати, туризм должен стать базой для "заповедной" экономики. И хотя первые маршруты уже утвердили, включив их в реестр Минприроды, расчеты рекреационной емкости ООПТ (а именно от них зависит поток туристов) идут медленно: это связано с недооформленными земельными отношениями, отсутствием лесохозяйственных регламентов, устаревшим "заповедным" законодательством.
В конфликт с законом вступают Лесной и Земельный кодексы, а значит, доработки требуют и законодательные акты. В Минприроды рассказали, что после утверждения стратегии планируется принять обновленный закон "Об особо охраняемых природных территориях", учитывающий всю современную специфику ООПТ.
Но главный вызов - недофинансированность, за которой продолжают тянуться основные проблемы "заповедной страны". В качестве решения в Минприроды предложили механизм привлечения инвесторов. В экспертном сообществе считают, что это правильный путь, но его недостаточно. Неясно пока и то, ради чего все ООПТ России объединять в единую систему, существуют ли пределы развития заповедных территорий и какие качественные критерии должны предъявляться для создания новых ООПТ.
- Главное, чтобы не получилось, что мы стреляем из пушки по воробьям, - отмечалось во время обсуждения стратегического документа.
Тем не менее стратегию необходимо откорректировать и внести в кабмин до 1 июля 2025 года. Кстати, в целом на развитие системы ООПТ РФ в ближайшие три года заложен 41 миллиард рублей. Ранее министр природных ресурсов и экологии России Александр Козлов отметил, что до 2030 года в национальных парках страны появится не менее 30 визит-центров, более 400 километров экологических троп и маршрутов, а также 300 мест для размещения туристов.