Строительство четырехполосной скоростной автодороги Симферополь - Алушта с объездом южнобережного курорта идет с мая 2022 года. Его первый этап, от села Пожарского до села Заречного протяженностью 15,8 километра, завершили в конце 2024 года. Сюда вошли две транспортные развязки на разных уровнях, шесть путепроводов, мост через реку Малый Салгир, 52 водопропускные трубы и две площадки для отдыха. Второй этап, протяженностью 9,4 километра, от Заречного до выезда из Перевального, должен быть завершен в октябре 2025 года. Эту часть дороги начали прокладывать в ноябре 2022 года, и сейчас ее готовность превысила 70 процентов. Здесь будет одна транспортная развязка, две эстакады и два путепровода. С учетом горного рельефа дорожники применяют опыт и нестандартные инженерные решения, накопленные при прокладке трассы "Таврида". Достаточно сказать, что строителям пришлось пустить горную реку по новому руслу.
- Для оптимального прохождения дорогой рельефа местности выполнено переустройство русла реки Ангары. Новое русло по дну и откосам укреплено специальными габионными конструкциями толщиной 30 сантиметров, - рассказал главный технолог строительного управления компании "ВАД" Андрей Волков.
Когда работы будут окончены, автомобилисты получат четырехполосную автодорогу категории 1В протяженностью 25,2 километра. И вот теперь компания приступает к следующему, самому сложному участку работ, от Перевального до Алушты. Своим распоряжением глава Крыма Сергей Аксенов определил единственным подрядчиком на этом этапе компанию "ВАД". Цена контракта составляет 60,5 миллиарда рублей. В такую сумму сравнительно небольшой, 16-километровый участок дороги оценен ввиду его сложности. До села Изобильного на него приходится 11 оползней и еще девять геологически сложных участков. При этом самый активный оползень существует с 60-х годов прошлого века, он заявил о себе одновременно с прокладкой самой трассы. В советское время участок ремонтировали ежегодно, но этого хватало ровно до следующего курортного сезона. Двадцать лет назад проблему попытались решить радикально, укрепив склон вдоль трассы, остановив движение горной породы буронабивными сваями. Однако это не помогло, оползень по-прежнему активен. А дальше автодорога переходит в сплошной горный серпантин с улавливающими тупиками. Теперь строителям предстоит эту проблему решить. Неслучайно на строительство 16 километров шоссе отводится целых шесть лет.
Еще один крайне сложный горный участок компания "ВАД" будет реконструировать на дороге Судак - Новый Свет. Сейчас там начинается стадия проектно-изыскательских работ, на которые отводится три года, до 30 апреля 2028-го. Проект оценен в 275 миллионов рублей. Существующий сегодня участок автодороги длиной менее пяти километров настолько узок, что в нескольких местах там не могут разъехаться две машины. Для этого на отрезке предусмотрено несколько карманов, в которых едущие в сторону Нового Света машины должны пропускать транспорт, движущийся в обратном направлении. Вместе с тем тупиковая дорога Судак - Новый Свет популярна круглый год, поскольку в поселке находится знаменитый завод шампанских вин, дом-музей основателя отечественного виноделия князя Голицина, грот Шаляпина, множество здравниц и природных достопримечательностей.
Еще одна крайне востребованная и в такой же степени загруженная трасса - Симферополь - Джанкой. Как известно, в прошлом году она перешла в федеральную собственность и стала частью автодороги "Новороссия". Расстояние между городами - 118 километров. Росавтодор, в чьем ведении теперь находится эта дорога, планирует капитально отремонтировать участок трассы протяженностью 40 километров.
"Модернизируем трассу Р-280 "Новороссия" для комфортного проезда по Азовскому транспортному кольцу. В этом году планируем приступить к проектированию капитального ремонта на участке от пункта пропуска Джанкой до села Островского, где расширим трассу с двух до четырех полос", - сообщили в ведомстве.
Кроме того, до конца года также планируют привести в порядок около 70 километров трассы на разных отрезках. Как отметили в Росавтодоре, шоссе не ремонтировалось несколько лет, поэтому сейчас активно идет ликвидация образовавшихся дефектов покрытия. События с нетерпением ждут все автомобилисты, поскольку в этом направлении сейчас движутся все без исключения большегрузы, следующие в Крым и обратно, а трафик по "Новороссии" через новые российские регионы превысил движение по Крымскому мосту.
Кстати
Дорога Симферополь - Ялта знаменита тем, что по ней проходит самый длинный троллейбусный маршрут на земле, причем высокогорный. Протяженность маршрута - 86 километров. Его можно проехать всего за полтора часа.