С инициативой выступила большая группа сенаторов и депутатов. По словам разработчиков проекта, документ направлен на дальнейшее совершенствование законодательства Российской Федерации о выборах и референдумах.
В свою очередь председатель Комитета Госдумы по государственному строительству и законодательству Павел Крашенинников обратил внимание на то, что электронное голосование становится приоритетным, и законопроектом предлагается ряд изменений, касающихся такого голосования.
Предусматривается наделить Центральную избирательную комиссию правом решать вопрос о целесообразности применения бумажных бюллетеней на выборах в федеральные органы государственной власти. Аналогичное право предлагается предоставить избирательным комиссиям субъектов Российской Федерации на выборах соответствующих уровней.
Так, уточняются понятия электронного голосования как голосования с использованием комплекса электронного голосования на избирательном участке и дистанционного голосования с использованием информационно-телекоммуникационной сети и технического устройства избирателя. Одновременно с этим закрепляется, что при проведении электронного голосования может проводиться голосование с использованием бюллетеней, изготовленных на бумажном носителе.
Как отметил в беседе с "РГ" Павел Крашенинников, законопроектом предполагается расширить применение механизма, использованного на выборах в Мосгордуму в 2024 году, когда в случае одновременного проведения дистанционного электронного голосования и электронного голосования результаты учитывались в общих итогах.
Ряд нововведений посвящен подготовке и проведению голосования за рубежом. Например, предлагается отменить приписку граждан РФ, живущих за рубежом, к отдельным одномандатным округам и оставить им возможность выбирать депутатов Государственной Думы только по партийным спискам.
Предусматривается возможность дистанционного открытия, ведения и закрытия специальных избирательных счетов. По мнению Павла Крашенинникова, это сократит общее время, потраченное кандидатами или их уполномоченными при получении услуг по специальным избирательным счетам, а также исключит необходимость посещения отделений кредитной организации, в том числе находящихся в удаленных и труднодоступных местностях.
Еще одна новация: предлагается установить запрет политическим партиям принимать пожертвования не только от иностранных агентов, как сейчас, но и от российских юридических лиц, учрежденных иностранными агентами, а также от лиц, сведения о которых включены в единый реестр сведений о лицах, причастных к деятельности экстремистской или террористической организации.
Иными словами, если некая компания создана иноагентом, то и она тоже не сможет направлять пожертвования на счет конкретной партии. Павел Крашенинников подчеркнул, что "аналогичный запрет уже установлен законодательством о выборах и референдумах в отношении пожертвований в избирательные фонды и фонды референдума".
Кроме того, предлагается закрепить правило о том, что дополнительные выборы депутатов Госдумы не назначаются и не проводятся в год, предшествующий году проведения основных выборов. Аналогичное регулирование предлагается закрепить и для региональных и муниципальных выборов. Но, как пояснил Павел Крашенинников, "в этом правиле есть исключение, если в результате досрочного прекращения депутатских полномочий указанные органы остались в неправомочном составе".