Почему в России решили перенести эксперимент по проверке ОСАГО с помощью камер? Разобрались в вопросе

Напомним, о каком эксперименте идет речь. У нас довольно много по дорогам ездит незастрахованных по ОСАГО машин. Они создают проблемы законопослушным водителям, которые регулярно приобретают полисы автогражданки. Ведь случись ДТП по вине незастрахованного, взыскивать ущерб потерпевшему придется непосредственно с виновника. Так как за возмещением к страховщику уже не обратиться. А виновник может проживать в другом регионе, а то и в другой стране. Да и судебные тяжбы дело долгое, хлопотное и не дешевое. Страховка решает такие проблемы.
Сейчас проверять ее наличие может только инспектор на дороге. Но в связи с сокращением состава такие проверки проводятся не часто. Да и штраф за отсутствие полиса большим не назовешь.
К тому же с 1 марта отменяется проверка полисов при регистрации машин в ГИБДД. Поэтому с этой даты и предлагалось запустить проверку полисов с помощью камер фиксации правонарушений.
Как сообщили в Российском союзе автостраховщиков, принцип работы эксперимента в следующем. Если автомобилист нарушит правила дорожного движения и попадет в объектив камер фотовидеофиксации, его автоматически проверят на наличие полиса ОСАГО. Если полиса нет, в личный кабинет на портале Госуслуг вместе со штрафами за нарушение ему придет уведомление об отсутствии ОСАГО. То есть сначала будет приходить только предупреждение и предложение уведомить об ошибке, если полис все же имеется. Эксперимент запускается в том числе для того, чтобы уменьшить количество ошибок, синхронизировать базы ГИБДД и страховщиков, и подготовить граждан. Если число ошибок будет минимально, то можно будет запустить систему в работу с реальным вынесением постановлений о штрафах.
Так почему же Минфин предлагает отсрочить начало эксперимента? Как следует из письма, на проект распоряжения правительства некоторые ведомства представили свои замечания, которые требуют дополнительного согласования и времени для корректной работы эксперимента. Так, Минцифры вообще считает, что эксперимент надо утвердить не распоряжением, а постановлением правительства. Кроме того, оно считает, что портал "Госуслуг", через который должны передаваться уведомления об отсутствии страховки, потребует существенной доработки. А вместе с этим потребуется доработка информационных систем других участников. А именно МВД и Национальной страховой информационной системы (НСИС).
Как сообщили в НСИС, система готова к эксперименту по проверке полисов ОСАГО через камеры на дорогах. В настоящее время обсуждаются детали запуска проекта.
"НСИС готово к информационному обмену, однако технологические детали обмена остаются темой обсуждения", - отметил глава этой организации Николай Галушин.
В РСА напомнили, что союз не является непосредственным участником технологического процесса по запуску такой проверки, однако со своей стороны считает важным, чтобы эксперимент заработал в полной мере. Ведь этот проект - социально значимая инициатива. Этот эксперимент реализуется государством в целях защиты прав потерпевших и, в том числе, призван стать индикатором законопослушности гражданина. Также в целях безопасности важно, чтобы при наступлении страхового случая у обоих участников обязательно были полисы. Это позволяет с помощью европротокола быстро оформить ДТП, не создавая пробку и не подвергая водителей дополнительной опасности при нахождении на дорогах. Кроме того, этот эксперимент может стать важным инструментом для выявления мошенников, которые продают поддельные страховки.
По оценкам РСА, 7-10% автовладельцев страны по-прежнему ездят без полиса.
Принципы действия эксперимента по проверке ОСАГО с применением камер, несмотря на перенос срока запуска, останутся прежними. Отлаживать работу будут не менее чем до конца 2025 года.