"С огоньком". Какие необычные уроки предлагают ученикам в российских и зарубежных школах

Всероссийский конкурс родительских инициатив позволит предложить идею для урока
В России школы работают по федеральным государственным образовательным стандартам. Значит, все стандартно? Скучно? Совсем необязательно. Любой урок, будь то алгебра или история, можно провести оригинально, с выдумкой и "огоньком". Но все же - в рамках общего стандарта. Однако есть у школ право часть занятий проводить по собственному плану, и здесь можно по-настоящему удивить детей.
На конкурсе по выявлению талантливых и одаренных детей в Губернаторском Светленском лицее (Томск). А
На конкурсе по выявлению талантливых и одаренных детей в Губернаторском Светленском лицее (Томск). А / Губернаторский Светленский лицей
Работа лицеистки, 11-классницы Анастасии Кузнецовой "...О природе слова Учитель". Фото: Губернаторский Светленский лицей

Так, в Томской области, в Губернаторском Светленском лицее у старшеклассников есть предмет "Практическая философия". Ребята учатся задавать сложные вопросы и находить ответы. Например, что такое "ценность" человека? Что значит такое понятие как "Учитель"? Что такое добро и счастье? Что значит понятие "красивый человек"?

Необычные идеи для уроков могут предложить и родители - в рамках Всероссийского конкурса родительских инициатив. Сейчас как раз идет отбор заявок уже на вторую волну конкурса. А в первой среди победителей был, например, проект "Теплица "Зеленый мир"" - от родителей школ Кемеровской области. Это факультативные занятия по выращиванию цветов, кустарников, разных культур, по украшению растениями разных объектов, то есть, по сути, это уроки ландшафтного дизайна.

В новой московской школе N 58 будут готовить инженеров прямо со школьной скамьи, а значит и уроки будут под стать. Помимо профильных классов в школе организуют креативное пространство по типу университетского кампуса: лабораторно-исследовательские комплексы, творческие мастерские. А еще есть целый ИТ-полигон, где разместятся зоны пилотирования беспилотников и поля робототехники. А на занятиях ребята будут заниматься моделированием, программированием и разработкой роботов и беспилотников.

А как у них?

Франция: стрельбу не прогуливают

Во Франции популярны уроки кулинарии. Их инициатором стала депутат парламента и в недавнем прошлом министр-делегат по делам торговли, ремесел и туризма Оливия Грегуар.

И дело не только в полезности кухонных навыков: мадам Грегуар считает, что приготовление еды из исходных продуктов экономически выгодно, потому что обходится на порядок дешевле, нежели покупать уже готовые блюда в замороженном виде или по доставке.

В Дижоне школьников необычным способом приучают к "зеленой повестке". В местной школе "Полетт-Леви" с подачи муниципалитета ввели урок стрельбы стрелками из сарбакана. Это своего рода духовое ружье в виде тростниковой трубки, что применяют индейцы для охоты в тропических лесах Южной Америки. Обучением занимается некто Вилли Жоли, создавший ассоциацию с целью совместить игровые моменты со спортом и экологией. У тамошних школьников эти уроки стали любимейшими. Хотя они не обязательны, никто из ребятишек их не прогуливает.

Италия: пицца за партой

В Италии по профильным предметам преподавателей катастрофически не хватает, да и финансирование иногда подводит, но необычные уроки зачастую прочно интегрированы в расписание.

Например, на Апеннинах с их гастрономическим культом регулярно проходят уроки продовольственной культуры. Школьники изучают кулинарные традиции и традиционные блюда разных регионов Италии, а также практикуются в их приготовлении. Кроме того, подрастающее поколение обучают сбалансированному питанию, средиземноморской диете и даже знакомят с культурой виноделия. Практические навыки можно получить на выездных уроках, которые проводятся на фермерских хозяйствах и производствах.

Кулинарный мастер-классв итальянской школе. Фото: GettyImages

Еще один популярный вид дополнительных занятий - уроки дорожной безопасности, где дети изучают правила движения и получают навыки поведения на дороге. Кроме того, правоохранители проводят лекции по кибербезопасности и противодействию буллингу в интернете.

А с 2026-2027 учебного года власти хотят вернуть в учебные заведения некоторые традиционные предметы, включая обязательное изучение латыни и Библии, "повлиявшей на развитие науки и культурного наследия" Италии.

Южная Корея: у доски - родители

В Южной Корее проживает все больше иностранцев, что отражается и на составе классов. На этом фоне в школах вводят уроки межкультурного воспитания. Учащимся рассказывают о культуре и особенностях других стран. Эта программа носит длинное название: "Далекая страна, ставшая нашим соседом, приходит в наш класс". Преподают сами иностранцы - в первую очередь родители учеников, которые по очереди рассказывают о своих странах и их особенностях. Есть также случаи, когда на несколько семестров приглашают преподавать зарубежных педагогов. Отметим, что в ряде регионов Кореи нередки случаи, когда в рамках этих предметов рассказывают о России и некоторых странах СНГ.

Кроме того, в корейских школах практикуют креативные подходы к урокам. Обучение по некоторым предметам строится в форме дискуссии учеников при минимальном участии учителей. Для этого школьники сами накануне изучают содержание темы урока, готовят вопросы, определяют то, что им непонятно, а затем обсуждают это и объясняют друг другу.

Аргентина: урок на взлет

Аргентинские школы богаты на дополнительные занятия с акцентом на познание природы. Отвечающие за охрану окружающей среды ведомства учат детей снижать количество отходов и перерабатывать мусор. В одной из школ провинции Буэнос-Айрес действует проект "Хранители ветра", обучающий детей сохранению фауны. Основное внимание уделяется знаниям о местных видах птиц, их идентификации и угрозах, с которыми они сталкиваются.

А для учеников постарше в одной из школ пригорода столицы, городе Кильмес, проводили уроки по реставрации самолета Aero Commander 501, участвовавшего в войне за Мальвинские (Фолклендские) острова. Детей разделили на группы, где каждая отвечала за свое направление: состояние фюзеляжа и авионики, гидравлическую и топливную системы, а также за двигатели. К концу учебного года ученики, работавшие под руководством двух специалистов, добились того, что самолет смог на собственных двигателях совершить первую после списания пробежку.