Как вычисляют и ловят злостных неплательщиков штрафов

Да и задержали его не просто так на дороге. Он совершил аварию. Понятно, что любой лихач рано или поздно попадет в ДТП. Вот не повезло и этому молодому человеку 25 лет от роду. Он, управляя автомобилем "Лада Гранта", совершил столкновение с другой машиной. Поскольку пострадавших в автоаварии не было, участники самостоятельно проехали в кабинет по оформлению ДТП. И при проверке по информационным базам данных было установлено, что на автомобиле "Лада Гранта" было совершено 572 нарушения ПДД, имеется задолженность за неуплату административных штрафов на общую сумму около 600 тысяч рублей.
Все нарушения связаны с несоблюдением скоростного режима.
В отношении лихача было составлено более 500 административных материалов по ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ за неуплату административных штрафов в срок. Статья предусматривает штраф в двукратном размере, либо административный арест до 15 суток, либо обязательные работы до 50 часов.

Но тут возникает вопрос: а сколько у нас таких нарушителей? Ведь не все же водители позволяют себе так лихачить, да еще и не платить штрафы. Однако не все так просто.
Еще в 2021 году Госавтоинспекция начала активное выявление нарушителей с огромным количеством штрафов. Причем начали с тех, у кого числится более полутора тысяч неоплаченных наказаний. Затем снизили планку до тысячи, потом - до 500 неоплаченных штрафов.
Как пояснили "РГ" в МВД, местонахождение и маршруты передвижения машин злостных неплательщиков административных взысканий устанавливаются с использованием имеющегося в субъектах РФ программного обеспечения "Паутина" или "Безопасный город". А затем эти данные точечно отрабатываются нарядами дорожно-патрульной службы Госавтоинспекции во взаимодействии с подразделениями Федеральной службы судебных приставов. В отношении лиц, имеющих свыше 50 неисполненных постановлений об уплате штрафов, применялись следующие меры. А именно с использованием возможностей СПО "Паутина" анализировались и устанавливались маршруты передвижения транспорта злостных неплательщиков административных штрафов. Проводились мероприятия по их задержанию.
Как положительный пример организации данной работы возможно отметить Республику Карелия, где сотрудниками Госавтоинспекции совместно с судебными приставами-исполнителями при использовании сервиса "Паутина" (модуль "Перехват") установлены 375 должников.
Арестовано 24 транспортных средства, ограничен выезд за пределы Российской Федерации 73 лицам. Эти действия проводятся с целью выявления должников и принятия к ним соответствующих мер, в том числе по наложению ареста на транспортное средство с помещением его на специализированную стоянку.
В результате организованной совместной работы количество указанных нарушителей последовательно снижается.
По нынешним данным, предоставленным МВД, общее число должников, имеющих свыше пятидесяти неисполненных постановлений, за 12 месяцев 2024 года, по оперативным сведениям, сократилось на 12,9% (с 36,3 тыс. до 31,6 тыс.). Из них физических лиц - на 12,1% (с 32,1 тыс. до 28,2 тыс.) и юридических лиц - на 19% (с 4,2 тыс. до 3,4 тыс.).
Казалось бы, о злостных лихачах Госавтоинспекция позаботилась. Их количество снижается. Более того, отлавливают тех, кто ранее не попадался. Так, 14 февраля сотрудниками Госавтоинспекции Нижегородской области совместно с должностными лицами городского отдела ССП с использованием СПО "Паутина" установлено местонахождение транспортного средства марки "Мазда 6", собственником которого является гражданка К. 1990 г.р., имеющая значительное количество неуплаченных административных штрафов на сумму почти 395 тысяч рублей. Автомобиль был задержан и помещен на стоянку УФССП по Нижегородской области.
И все это прекрасно. Рекорды по штрафам снижаются. По неоплаченным.
Но есть и лихачи с оплаченными штрафами. Что делать с ними?
Напомним, некоторое время назад водитель на Дмитровском шоссе в Москве совершил аварию. Это было почти в центре города. Напротив метро "Тимирязевская". Как выяснилось позже, у него было более 500 штрафов за различные нарушения. Но все они были оплачены. И вот тут-то и возникает вопрос: а как быть с такими нарушителями? По закону им нечего предъявить. Штрафы были, но они оплачены. А то, что машиной управляет отъявленный лихач, доказать невозможно. Нет такой статьи в Кодексе об административных правонарушениях. Доказывать нечего.
Ранее не раз предлагалось внести в КоАП статью за систематическое нарушение Правил дорожного движения. Предлагалось по аналогии с германской системой ввести баллы. А в Германии с этим строго. Набрал определенное количество баллов - есть возможность их снизить. Но для этого за отдельные деньги придется пройти подготовку в автошколе. А в дальнейшем - тест у психолога. Причем звучит название этого теста не очень благозвучно для русского языка: "Идиотен тест". То есть тест на дурака.
Очевидно, что в Германии не все стремятся попасть на такую процедуру.
Но, как видно по статистике, в России многим ребятам за рулем пришлось бы отправиться на такое тестирование. Ведь это даже представить сложно: 500 штрафов за год. Вынесенных с помощью камер. Как себя тот водитель ведет на дороге, где камер нет?
Все равны, но некоторые равнее
Примечательно, что статистики по оплаченным штрафам у нас, по сути дела, не ведется. А зачем? Они ведь оплачены? То есть долга перед государством нет. Взыскивать нечего и не с кого.
Но это, по сути, большое упущение. У нас много довольно богатых автомобилистов. У нас много и владельцев машин, которые не могут похвастаться большими доходами. Но на дороге все равны. Однако некоторые оказываются равнее. Если обогнал по встречной полосе со скоростью более 190 км/ч, максимум, что грозит, - штраф 5 тысяч рублей. В общем, это на уровне стоимости проезда по некоторым платным магистралям. По сути, это оплаченный проезд, но с нарушением.
Это все оставляет одну главную проблему - обеспечение безопасности на дороге. Оплаченный штраф - это индульгенция. Ну проехал на скорости 170 км/ч там, где должен был ехать не выше 90 км/ч. Если попал под камеру - штраф 5 тысяч рублей. Если не попал, то гаишник претензий не предъявит. Ведь их лишили ручных радаров.
Так что с сокращением контроля за движением со стороны ГИБДД у лихачей появились возможности вести себя на дороге так, как им угодно.