Художник прожил почти 100 лет - с 1887-го по 1985-й - и оставил массу ярких работ: картин, офортов, монументальных панно и витражей. Больше всего известна его живопись - идиллические виды Витебска, над которым летят, обнявшись, вечно юные влюбленные. Но графика Шагала не менее интересна, особенно если учесть, что на постоянной основе ее экспонировать не принято. Бумага - слишком хрупкий материал, после "выхода в свет" ей нужно как минимум пару месяцев отдыха в темноте…
Новая выставка в столице Черноземья включает гравюры из трех знаковых циклов, изданных после Второй мировой. Это иллюстрации к "Мертвым душам", Библии и мемуарам Андре Мальро о войне в Испании. Дополняют ряд отдельные листы графики с видами Витебска и Парижа, любовной лирикой и экспрессивными зарисовками из жизни цирковых артистов. Все произведения предоставлены Bashmakov Gallery.
"Мертвые души" - одна из самых редких и дорогих серий Шагала. В России сегодня насчитывается не более пяти полных комплектов, остальные - в музеях и частных собраниях Европы, пояснил "РГ" Павел Башмаков:
- Чаще всего на аукционах можно встретить разрозненные листы из "Мертвых душ". В советской традиции принято выше ценить первые оттиски в серии, у нас они почему-то считаются авторскими. В Европе такой разницы не делают.
Художник взялся за эту работу с подачи известного издателя Амбруаза Воллара, покровителя многих европейских модернистов. Он имел редкое чутье к таланту: поддерживал Сезанна и Ренуара, Гогена и Ван Гога, устроил первую выставку Пикассо.
- Когда в начале 1920-х Шагал оказался за пределами советской России, приятель отправил ему письмо в три строки: "Тебя ждет Париж. Тебя ждет слава. Тебя ждет Амбруаз Воллар". Воллар сделал ему три серьезных заказа на большие графические серии, - рассказал Башмаков. - Поэма Гоголя - это выбор самого Шагала. На тот момент "Мертвые души" даже не были переведены на французский. Второй работой должны были стать иллюстрации к басням Лафонтена, третьей - к Библии.
Офорты с изображением уездного города N и приключений Чичикова вышли в свет в 1927 году и вызвали большой интерес на выставках. Частью тиража распоряжался сам художник, который выслал один комплект оттисков в дар Третьяковской галерее. А вот с выпуском книг Воллар не торопился. Потом он погиб под машиной. Потом началась Вторая мировая…
Поэма Гоголя с гравюрами Шагала вышла во Франции уже после войны.
Следом были выпущены литографии из серий "Библейское послание" и "Рисунки к Библии", листы из которых сейчас представлены в Воронеже. Они знаменуют зрелый период творчества Шагала. Библией он, по собственному признанию, был очарован с ранней юности. Художник считал эту книгу "самым большим источником поэзии всех времен" и "искал отражение этой поэзии и в жизни, и в искусстве". Не будучи глубоко религиозным человеком, Шагал специально съездил на Святую землю, чтобы лучше почувствовать атмосферу библейских событий.
Интересны и, увы, вновь злободневны поздние работы Шагала. Офорты из цикла "И на земле…" (1977) созданы по автобиографическим заметкам Андре Мальро - выдающегося деятеля культуры Франции, который в 1930-е участвовал в войне против франкистов в Испании. Графика передает весь ужас и абсурд войны, уничтожающей людей и культуру. Но есть в этой серии и надежда. Показательна пара работ с одинаковой композицией, рисующая руины Барселоны (ее можно узнать по очертаниям Саграда Фамилия в левом нижнем углу). На первом листе - солдаты с винтовками, трупы и полчища самолетов в воздухе. На втором - гуляют парочки, а в небе парят птицы и восходит солнце.
Любовь как движущая сила мироздания - сквозная тема для Шагала. Она читается и в "деревенских" видах Витебска - земного рая с избами, куполами церквушек и уличными музыкантами (хотя, по воспоминаниям мастера, в городе его детства "было много столбов, свиней и заборов, а художественные дарования дремали"). И в портретах Беллы, рядом с которой он парил над землей 29 лет. И в фигурах циркачей, будто обманувших законы физики.
"Наша выставка - будто обрывки воспоминаний, автобиография художника, - добавил Башмаков. - Только написана она с помощью линий и красок. Шагал был романтиком и мечтателем, он жил и творил, как велело ему сердце".
Увидеть "Три эпохи Марка Шагала" в Воронеже можно до 6 апреля 2025 года в Областном художественном музее имени И. Крамского. Адрес: пр-т Революции, 18. Телефон для справок: (473) 255-38-67.