На что имеет право пассажир при длительной задержке авиарейса

"РГ" рассказывала о ситуации, в которой оказались двое сотрудников редакции, застрявших в Петербурге из-за снегопада и ветра в январе этого года. Задержки авиарейсов доходили до суток. Пассажиров не смогли обеспечить посадочными местами (кто-то сидел на лестницах, кто-то на полу), а некоторые авиакомпании вовремя не выдали воду, горячее питание. Конкретная ситуация вызвала большой общественный резонанс: всего тогда задержали более 200 рейсов. Но случаи, когда полет вынуждены переносить из-за погодных условий, периодически возникают в том или ином городе. Что делать пассажирам?

Когда начались массовые задержки рейсов в Петербурге, в аэропорт сразу приехали представители Северо-Западной транспортной прокуратуры. "РГ" обратилась в ведомство и узнала о работе с пассажирами.

Мы получили ответ: "В Пулково незамедлительно была организована наша мобильная приемная, где с пассажирами работали два дня подряд. Прокуроры круглосуточно оказывали правовую помощь, ориентировали по различным вопросам, принимали обращения. В эти дни к прокурорам обратились 175 человек, из которых 150 пассажирам оказана правовая помощь, по 25 письменным заявлениям, включая коллективные, проводится проверка. При выявлении нарушений надзорное ведомство принимает меры. Например, в 2024 году во время задержки рейса Москва - Магадан пассажиры оставались более восьми часов на борту самолета. Им не предоставили горячее питание, не предложили гостиницу. За эти нарушения по постановлению прокурора авиаперевозчик привлечен к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.4 КоАП РФ (оказание услуг с нарушением установленных законодательством РФ требований). Назначен штраф в размере 40 тысяч рублей".

Кстати, одна из сотрудниц редакции, которой из-за суточной задержки рейса пришлось отменить командировку, написала претензию авиакомпании, но никакой компенсации не получила. За отстаиванием прав ей придется обращаться уже в прокуратуру.

А как в других городах? Например, в Мурманске проблемы с задержкой рейсов и размещением пассажиров случаются, но в целом аэропорт максимально справляется с этим. В случае длительных задержек пассажиров размещают в гостиницах, предоставляют им питание.

- Важно разграничить подобные случаи на те, которые происходят по вине аэропорта, и те, где есть вина авиакомпании, - подчеркнул президент ассоциации "Арктические гиды" Артур Шинкарук. - У авиакомпаний иногда бывают сложности, но случаев, когда виной задержки самолетов стал аэропорт, не было уже давно.

Отдельный вопрос касается перевозки животных. Во-первых, при планировании выезда в аэропорт лучше самим проверить статус рейса на официальном сайте аэропорта, а при возникновении сомнений - связаться с авиакомпанией. Авиакомпании предлагают при покупке билета услугу информирования, и это оптимальный вариант. Но поскольку зачастую услуга платная, не все соглашаются. Во-вторых, в ряде аэропортов оборудованы площадки для выгула на внешней территории. В Пулково есть специальная зона для выгула собак, оборудованная урной.

Справка "РГ"

На что имеет право пассажир при задержке рейса?

1.Отказаться от полета. При задержках авиарейсов отказ считается вынужденным, и перевозчик обязан вернуть стоимость авиабилета.

2.Обращаться в авиакомпанию за возмещением убытков и компенсацией морального вреда. К претензии необходимо приложить копии документов, подтверждающие убытки. Требовать штраф с авиакомпании в размере 100 рублей за каждый час просрочки, но не более 50 процентов стоимости билета (если компания не докажет, что задержка рейса была связана с обстоятельствами непреодолимой силы).

3.Также можно требовать возмещения финансовых потерь за то, что компания была обязана предоставить бесплатно, но не предоставила. Пассажиру должно быть обеспечено: хранение багажа, выдача прохладительных напитков, горячее питание при ожидании более четырех часов. Что касается питания, то при дальнейшей задержке рейса оно должно предоставляться каждые шесть часов в дневное время и каждые восемь часов в ночное время.

4.Размещение в гостинице (и трансфер туда и обратно) положено при ожидании рейса более восьми часов в дневное время и свыше шести часов в ночное время.

5.Тем, кто следует с ребенком до семи лет, в аэропорту должна предоставляться комната матери ребенка.

Каждая авиакомпания вправе расширить данный перечень предоставляемых услуг.

Если перечисленное выше не предоставили - пассажир может обратиться в транспортную прокуратуру и Роспотребнадзор. Для обращения за компенсацией нужно предъявить билет, посадочный талон с отметкой представителя авиакомпании или аэропорта о фактическом времени задержки. Если авиакомпания отказывает в удовлетворении претензии, то можно обратиться за помощью в Роспотребнадзор, суд, а за правовой поддержкой - в транспортную прокуратуру.