Гаражи во дворах Петербурга могут еще послужить людям

На дворовых территориях петербургских районов, застроенных еще в советские времена, продолжается "точечный" демонтаж гаражных боксов. Он имеет несистемный и хаотичный характер: сносится один гараж из нескольких рядом стоящих, но освободившаяся территория в дальнейшем никак не используется. Между тем сохраняется проблема нехватки парковочных мест, в том числе для автовладельцев льготных категорий.
Гаражи есть во многих дворах центра Петербурга.
Гаражи есть во многих дворах центра Петербурга. / Алексей Стригин/РГ

В предыдущие десятилетия возможность разместить гаражи во дворах домов обычно получали автолюбители с инвалидностью опорно-двигательного аппарата. Такое право предоставлялось им бесплатно и на неопределенный срок. Поскольку гаражи предназначались для инвалидов, они были заметно шире, чем стандартные гаражные коробки, чтобы к машине можно было подъехать на коляске, и занимали больше места. Их размещали во дворах небольшими группами, от двух до четырех-пяти штук. Но есть и отдельно стоящие боксы.

Некоторые гаражные боксы возводились по единым проектам, из кирпича и бетона, и эти сооружения, хоть и не считаются капитальными, поскольку стоят без фундамента, до сих пор выглядят более-менее устойчивыми. Но во многих других случаях гаражи во дворах сооружались из подсобных материалов, например дерева, обшитого металлом, или простеньких панельных конструкций. Сегодня и обветшавшие, и хорошо сохранившиеся гаражи постепенно идут под снос. Но если на месте ликвидированных гаражных кооперативов строят новые дома и соцобъекты, то территории под снесенными индивидуальными гаражами замусориваются и зарастают. Ни газонов, ни детских площадок вместо них, как правило, не появляется.

Причина сноса - не ветхость, а требования закона. Подавляющее большинство таких гаражей уже не используются инвалидами, ведь люди, которым они выделялись в минувшие годы, постепенно ушли из жизни. А их наследники либо не имеют тех же прав, либо вовремя не позаботились о переоформлении документов, рассказали "Российской газете" во Всероссийском обществе автомобилистов (ВОА), оказывающем помощь и по гаражным вопросам. Как подчеркивают специалисты, главное в деле легализации дворового гаража - не само строение (обычно являющееся собственностью гражданина), а правомерность пользования земельным участком под ним. Для ее подтверждения нужны установленные законом основания в виде инвалидности определенной группы и ряд других.

"У владельцев гаражей, которые оформлены надлежащим образом, никаких проблем нет, с такими гаражами ничего не происходит. Но очень много и других гаражей, которые пришли в негодность. Это уже груда мусора: и брошенные стоят, и обрушаться начали, а что-то уже и хулиганы разломали", - отмечает глава ВОА, член Общественной палаты РФ Валерий Солдунов. Таких бесхозных гаражей во дворах значительно больше, чем тех, что узаконены по всем правилам. А значит, сносы строений продолжатся.

Что может и должно прийти им на смену? Даже если снесено сразу несколько рядом стоявших гаражей, освободившегося места все равно не хватает для сооружения многоэтажного паркинга. Можно ли вместо старых гаражей построить на этом месте новые современные? Как объяснили в ВОА, это возможно только тогда, когда данный участок земли официально имеет целевое предназначение для хранения автомобилей и постройки гаражей. Но в 99 процентах случаев такие "штучные" гаражи, ранее предоставленные инвалидам, не имеют даже просто оформленного земельного участка. "Вы их не найдете ни на какой кадастровой карте, потому что инвалидам этот участок предоставлялся бесплатно, аренду они не платили. Поэтому построить там новый гараж или что-то другое невозможно, - объясняет Солдунов. - То есть, по документам это какой-то кусок газона - как был, так и остался".

По словам члена Общественной палаты РФ, защитника прав автомобилистов Александра Холодова, формально даже сегодня можно получить место во дворе под гараж, являясь инвалидом соответствующего профиля и обратившись в органы власти с заявлением. "Понятно, что крайне редко это удается, потому что найдется миллион отговорок: если там растет дерево рядом или газон, то скажут, что испортятся зеленые насаждения... Но теоретически даже на месте вот этих снесенных гаражей можно получить место под новый гараж и такой гараж поставить, если человек - инвалид и обладает этими льготами", - говорит Холодов. Тем не менее стоящие на арендованной городской земле гаражи - это все равно временная история, и такое имущество ни в наследство нельзя оставить, ни использовать в каком-то ином качестве.

С учетом этого обстоятельства автоэксперт предлагает вместо продолжения бессмысленного сноса привести оставшиеся гаражи в нормальное состояние и сделать инструментом помощи действительно нуждающимся в них людям. Так, чтобы в случае отказа прежнего пользователя от автомобиля, утраты им права на такой гараж или смерти автовладельца гаражный бокс не сносился, а передавался другому автомобилисту-инвалиду, живущему по соседству. Пусть даже с введением небольшой платы за аренду гаража, эта мера будет востребована у петербуржцев с ограниченной мобильностью. "Тем более во многих местах эти гаражи уже плотно вписались в интерьер и никому не мешают. Хотя есть, конечно, места, где неплохо, когда их убирают, очищая площади", - добавляет Александр Холодов.

В свою очередь, в ВОА подтвердили, что уже не раз сталкивались с ситуациями, когда районные службы предлагают инвалидам, обратившимся за предоставлением постоянного парковочного места рядом с домом, лично договориться с владельцем не используемого по назначению дворового гаража или его наследниками. Возможно, пришло время отрегулировать такие ситуации в пользу нуждающихся с помощью норм городского закона.