Число владельцев дорогих суперкаров, несмотря на санкции, не уменьшилось

Коллекцию моделей в масштабе 1:43 поставил в сервант и любуйся. А с настоящими машинами стоимостью за миллион евро так не поступишь. В гараже должен быть микроклимат, а раз в год, даже если не проехал и десяти километров, пожалуй на техобслуживание с обязательной сменой масла и диагностикой. Малейшая авария встанет в десятки тысяч евро.
Санкции больно ударили по богатым коллекционерам. Супербренды ушли из России. Теперь ни гарантии, ни прямых поставок запчастей. Но рынок суперкаров жив. Машины покупают, продают и даже инвестируют в них.
...Я в спальном районе Москвы. Рядом стеклянный техцентр "Мерседеса". А напротив маленький гараж с четырьмя подъемниками. Но если посчитать, то четыре вывешенные здесь машины стоят дороже всех "мерсов" за стеклянными панелями по соседству. Хозяин сервиса для суперкаров Itaparts Максим Подшивалов в прошлом юрист. В конце 90-х возил битые иномарки в Литву. Там ремонт был дешевле. Буквально на каждом фермерском участке стояла теплица. Приглядишься - окрасочная камера. Бизнес. А в 2007-м Максим купил в Красноярске свой первый суперкар - разбитый "Бентли". Привез в Москву и стал восстанавливать. За капот просили 6 тысяч евро. Поехал в Европу и купил за тысячу. Продал и понял, что это его ниша. Сейчас у него около сотни клиентов. И все люди, мягко говоря, не бедные. Часто он их видит в новостях и на трансляции деловых форумов.
- Тяжело с такими общаться?
- Как сказать. Поначалу они требуют детализированный счет и с калькулятором считают каждую копейку, - смеется Максим. - Не случайно они в "Форбсе". Но потом понимают: цены-то в евро и плюс доставка через третьи страны. Есть у меня один клиент. У него в коллекции 100 супер- и гиперкаров. Специальный штат, который следит за техникой. Сам он не приезжает с автовозом. Записывается, и его сотрудник следит за работами. Буквально каждую неделю обслуживаем новый автомобиль из его коллекции. А остальные владельцы приезжают сами. Пьют кофе, пока машина на подъемнике, задают технические вопросы. Нормальные мужики.
У одного коллекционера на "Феррари" полетела коробка передач. Это бывает, когда на машине все же ездишь, хотя пробег у таких всего 30 тысяч за 10 лет. Машина еще на гарантии. Связался он с заводом. Там говорят: привозите, поменяем. "Ага! А вы ее вмиг конфискуете!" - ответил бизнесмен. Он был под персональными санкциями и посчитал, что новая коробка стоит 50 тысяч евро. А его "ласточка" 300 тысяч. Обратился к Максиму. Тот записал его, и через два месяца коробка пришла. Бизнесмен до сих пор в солнечный денек прохватывает по Рублевке на своей "Мазерати". А когда гарантия кончилась - перекрестился. Не так обидно теперь будет чинить машину.

К Максиму заезжает всего одна "Бугатти". В стране их штук пять. Под капотом 1001 "лошадь". Чтобы охлаждать "табун", там установлено 8 радиаторов. Максимальная скорость 407 км/час. Почти на всех суперкарах установлена электронная отсечка скорости на отметке 250 км/час. У "Бугатти" отсечки нет. Ученые рассчитали, что даже таксисту Даниэлю из боевика "Такси" на такой скорости не под силу контролировать дорожную обстановку. Человеческой реакции не хватит.
Что самое главное у гиперкара - это колеса. На скорости 400 км/час от них зависит жизнь. У "Бугатти" специально разработанная резина "Мишлен". И то на максималке по треку на ней можно ехать только 16 минут. Вместо воздуха закачан азот, как в авиации. Колеса продаются в сборе с дисками. Проколол колесо - ставь новое. Разбортировка недопустима. К слову, проехать на таких колесах можно всего 10 000 км. Каким бы свежим ни был протектор. Недавно через Максима купили четыре колеса за 54 тысячи евро.
- Сколько ко мне приезжают и с Северного Кавказа, и из сопредельных стран, где ставят фильтры и свечи с Авито! - вздыхает Максим. - Бумага в подделках дубеет, свечи зарастают, и как результат - "капут". Мы уже 4 мотора поменяли из-за подделок. Какой-нибудь "Мерседес" все это пережует. А "Феррари" нет! Про масло. Единственный производитель масла для суперкаров "Пакело", несмотря на санкции, так и не ушел из России. Там подписали бумагу для Еврокомиссии, что масло не идет на нужды СВО, и ничего, торгуют. А вот с фильтрами беда. Не пускают европейцы их в Россию. Приходится окольными путями доставлять.
С каждым годом в суперкары добавляется электроники. После дубайского наводнения к Максиму привезли четыре "Ламборгини". Там купили за бесценок. Но электроника сказала "нет".
- Ну хоть двигатель заведите! - умолял один горе-владелец.
Бессмысленно. Кстати, в одном автосалоне до сих пор продается гибридная "Ламборгини". Требует новой прошивки. Надо везти на завод или к официальному дилеру. А ближайший настоящий официал в Финляндии. Уже год стоит как украшение.

Слабое место у среднемоторных "Феррари" - коробка. Даже не сама коробка, а часть корпуса, где установлен резиновый сальник. Он, зараза, и течет. В запчастях только корпус, который по сравнению с сальником стоит целое состояние. Максим нашел производителя сальника в Германии. Покупает там резиночки и меняет.
...Я с разрешения Максима сел за руль "Феррари 599 GTB". Глубокий кожаный ковш сиденья словно засосал меня. Ухватистый спортивный руль. Перед глазами главный прибор - тахометр. Рядом скромный спидометр. Максимальная скорость на нем 360 км/ч. Крохотный багажник, где лежит фирменный красный чехол и еще осталось немного места для гольфовых клюшек. Зато под капотом 12-цилиндровый "атмосферник" - раритет по нынешним временам. Расход 25 литров на сто километров сотого бензина. Вылезал я без сожаления. Не ездил на "Феррари", и привыкать не надо. Машину стоимостью "трешки" в центре Москвы мне не потянуть никогда.