Редактор Новосибирского филиала "РГ" Нина Рузанова, рассказала, что в Кузбассе уже много семейных ячеек, которые стали трудовыми. И они очень ждут закона о семейном бизнесе.
Нина Рузанова: Сергей Николаевич, что сделала ТПП России, чтобы ускорить принятие этого закона?
Сергей Катырин: Хороший вопрос. Мы последние годы столько вокруг этой темы топчемся. И уже нашли понимание во власти, что семейный бизнес - очень важный сектор экономики.
По многим направлениям он даже доминирует. Если брать фермерские хозяйства, то там 99% семьями работают. В сфере обслуживания их тоже много, в общепите - 60%. Для экономики это очень перспективный бизнес, что показывает и мировая практика. В принципе, этого никто не отрицает. Мы регулярно проводим выставки семейного бизнеса в Госдуме. В прошлом году она была в Совете Федерации. Там тоже есть понимание.
Нина Рузанова: Так почему до сих пор нет закона?
Сергей Катырин: У нас пока нет окончательной договоренности с Минэкономразвития России. Там считают, что существующей нормативной базы вполне достаточно.
К сожалению, нам не удалось убедить, что необходимо законодательно установить все критерии, которые можно использовать для отнесения к семейному бизнесу тех или иных предприятий.
Но мы работаем не только с федеральной, но и с региональной властью. Сегодня в десяти регионах уже приняты нормативные акты в поддержку семейного бизнеса. Где-то это отдельный закон, где-то - дополнения в законы о поддержке малого бизнеса. Плюс регионов пятнадцать сейчас прорабатывают такие же нормативные акты, которые будут приняты в ближайшем будущем.
Нина Рузанова: Получается, с регионами проще договориться?
Сергей Катырин: Да здесь и договариваться особо не приходится. Семейный бизнес - это стабильность. Такие компании настроены на работу в своем регионе, никто себя не видит где-то за рубежом. Они нацелены передать свое дело детям, внукам. И мы стараемся им помогать. У нас есть программа "Надежда бизнеса России" - это как раз поддержка семейных компаний. Мы лет восемь ее ведем.
Нина Рузанова: Отсутствие закона, насколько я знаю, создает большую проблему и с наследованием.
Сергей Катырин: И не только с этим. Есть споры по поводу того, кого отнести к семье. Супруги, их дети, родители. Потом начинаются вопросы: а можно ли двоюродных братьев, сестер? Какой процент, если это акционерное общество, должен быть у семьи, чтобы это считалось семейной компанией?
Ваш вопрос тоже очень важный. Особенно, когда семейный бизнес развился до больших масштабов. У нас есть пример - компания, которая делала сырки и прочие молочные продукты. На федеральном уровне это была значимая компания. После ухода из жизни основателя наследники между собой не смогли договориться. Компании больше нет. Это удар и по экономике. Она работала во многих регионах, за рубежом. Налоговые поступления были серьезные.
Поэтому мы и эту тему обсуждаем. Я уверен, придет время, мы своего добьемся. И примем закон о семейном бизнесе. Дорогу осилит идущий, как говорят наши китайские друзья.
Еще один сравнительно новый бизнес - маркетплейсы - переживает бурное развитие. Электронная торговля оказалось выгодной не только для жителей крупных городов, но и для глубинки. И для бизнеса в целом. Там можно продавать товары и крупным предприятиям, и фермерам, и самозанятым. Казалось бы, благо для всех, рассуждает редактор Самарского филиала "РГ" Ирина Чечурина. Но и здесь у предпринимателей есть проблемы.
Ирина Чечурина: Сергей Николаевич, бизнес очень часто жалуются, что его права ущемляются, когда компании торгуют на маркетплейсах, как со стороны их владельцев, так и покупателей. Много случаев мошенничества, обмана, краж, порчи продукции. Нужно ли здесь законодательное регулирование, чтобы защитить тех, кто реализует свою продукцию на маркетплейсах?
Сергей Катырин: Есть два подхода к этому, и по ним сейчас идет спор. Первый - подготовлен проект закона, закрепляющий правовые основы платформенной экономики в России. Это попытка описать ответственность всех участников новой отрасли: маркетплейсов, сервисов заказа еды и такси, поиска исполнителей услуг и так далее.
Второй подход: многие наши коллеги считают, что одного закона о платформенной экономике будет недостаточно, чтобы отрегулировать все вопросы в деталях по маркетплейсам. И предлагают принять отдельный закон, посвященный только маркетплейсам, где расписать права и обязанности всех: кто сдает туда товар на продажу, кто продает его и кто покупает.
Ирина Чечурина: Есть статистика, у кого этих проблем больше?
Сергей Катырин: Да, было такое исследование. Опросили 4,6 тысячи участников торговли. 62% тех, кто выставлял свои товары на маркетплейсах, заявили, что хоть раз сталкивались с проблемами. Или товар пропадал, или возвращали обратно, или выставляли штрафные санкции.
Безусловно, надо законодательно защитить всех участников интернет-торговли. И как можно скорее. Этот рынок быстро развивается. В России по итогам девяти месяцев прошлого года 15% розницы прошло через маркетплейсы. Это 6,2 триллиона рублей. На 40% больше по сравнению с 2023 годом. Рост очень быстрый. Однако пропорционально ему увеличивается и количество проблем, с которыми сталкиваются все участники этого рынка.
Нина Рузанова: Удалось ли нашим маркетплейсам потеснить в России зарубежные площадки? И какие наши позиции за границей?
Сергей Катырин: У нас 97% платформенной торговли - российские маркетплейсы. Остальное - трансграничные, это то, что из-за границы выходит на наши площадки.
Если говорить о наших возможностях за рубежом, то сейчас Российский экспортный центр работает над тем, чтобы создавать там свои площадки. 36 уже работают в семи странах, одна из них, например, в США. По ним 4,5 миллиона операций проходит. Это, конечно, копейки, но, тем не менее, движение есть.
Нина Рузанова: Нужно ли поддерживать наших предпринимателей, которые хотят торговать своей продукцией на зарубежных маркетплейсах?
Сергей Катырин: Товары, которые востребованы и на рынке необходимы, поддерживать особо не надо. Нет смысла вкладывать дополнительные средства.
А вот те 36 торговых электронных домов, о которых я говорил, конечно, поддержать надо. Это в наших интересах, чтобы российские товары двигались за рубеж. И поддержка экспорта - это основная задача, которой Российский экспортный центр занимается. ТПП России старается ему помогать. У нас в 40 странах есть свои представительства. С 76 странами созданы деловые советы. Там работают эксперты, которые могут подсказать, какие маркетплейсы пользуются популярностью в той или иной стране, изучить условия и проконсультировать, как туда можно войти.
По прогнозам, четверть торговли в мире к 2030 году уйдет в маркетплейсы. Это огромнейшие объемы. Те, кто будет там успешно работать, получит достаточно серьезный сегмент в экспорте. И принесет не только себе, но и стране хорошую прибыль.
О чем еще шла речь на онлайн встрече собкоров "Российской газеты" с президентом Торгово-промышленной палаты РФ, читайте в ближайшем номере "РГ".