В Сириусе любой может совершить полет на корабле "Буран"

Челнок "Буран" в "Сириусе" оснастили симулятором полетов
Все, кто побывал в Олимпийском парке, знакомы с космическим кораблем "Буран" не понаслышке. Это та самая махина, напоминающая немного несуразный самолет, которая стоит слева от входа в Университет "Сириус". Правда, гигантскую крылатую машину целиком трудно поместить в кадр. Тем интереснее было попасть внутрь, на экскурсию. Начинка появилась совсем недавно, до этого космический ракетоплан был пустой.
Многоразовый космический корабль "Буран" представлял собой моноплан с низкорасположенным крылом и был рассчитан на 100 полетов в космос.
Многоразовый космический корабль "Буран" представлял собой моноплан с низкорасположенным крылом и был рассчитан на 100 полетов в космос. / РИА Новости

Рождение и смерть "Бурана"

Многоразовый космический корабль "Буран" представлял собой моноплан с низкорасположенным крылом и был рассчитан на 100 полетов в космос. В отличие от американских, советские конструкторы разработали возможность посадки корабля в автоматическом режиме и аварийного катапультирования экипажа.

Конкретно этот "Буран" ни разу не был в космосе, но именно благодаря ему и еще четырем братьям-близнецам стал возможен прорыв в отечественной и мировой космонавтике - подготовка и успешная реализация программы "Энергия - Буран". Он был создан для проверки бортовых систем и оборудования. В кабине находятся такие же ручки управления, как у военного самолета, только они больше с учетом их охвата в объемных перчатках спасательного скафандра "Сокол". Именно он был предусмотрен для поддержки жизнедеятельности пилотов советских космических кораблей в течение 125 минут для осуществления взлета в космос и посадки на землю. Ремни, кресла, педали, кнопки и приборы, установленные на приборной доске с боковыми панелями, как на оригинальном космическом корабле. Вместо переднего остекления теперь установлены мониторы. Попадая в кабину, вы оказываетесь на настоящем летном тренажере.

В корпусе корабля прозрачный пол и не зашитые стены, видны таинства инженерной конструкции фюзеляжа: стрингера, лонжероны, шпангоуты и балки.

За полетом первого советского "челнока" следили во всем мире. Напряжение было запредельное, а стопроцентной гарантии успеха не мог дать никто. И все же он первый в мире осуществил взлет и посадку без пилотов-космонавтов. Отклонение от линии посадки составило всего три метра.

- Передали его в Краснодарский край в 2017 году из испытательного ангара города Королева. Изделие под кодом 003 имеет название "Полноценный испытательный наземный центр". Он был построен в 1983 году, а с 1984 по 1988 год на нем специалисты круглосуточно отрабатывали программы, отвечающее за автоматическое пилотирование и посадку без участия космонавтов, - рассказывает проводник космического космолета Светлана Аксенова. - Сейчас в нем проводим интерактивные экскурсии. Любой посетитель может себя почувствовать летчиком-космонавтом, подняться на орбиту на высоту 250 километров, совершить орбитальный полет вокруг Земли и посадку в ручном режиме.

В кабине стоит фотография 11 летчиков-испытателей, которые научили этот космический корабль летать. Среди них два Героя Советского Союза и три Героя России. Это летчики-космонавты.

Четырнадцать лет напряженного труда на острие технической мысли в обстановке полной секретности, 86 министерств и ведомств, более тысячи предприятий, два с половиной миллиона человек, вовлеченных в разработку, чтобы вернуть Советскому Союзу лидерство в космической гонке. И одна большая надежда. Триумфальному полету "Бурана" суждено было остаться единственным и непревзойденным. Венцом творения советской инженерно-конструкторской мысли.

В далеком 1992 году предлагалось несколько вариантов выхода из сложной ситуации по сохранению разработок уникального проекта, включая консервацию, которая могла бы сохранить хотя бы некоторые достижения, но, к сожалению, 600 тысяч самых грамотных рабочих инженеров и конструкторов остались без работы, а технологии заброшены.

Таинство корабля

Достаточно крутые ступени внутрь шаттла привели в поистине космическое пространство. Особенно впечатляет открытие створок грузового отсека. Вокруг яркие мультимедийные картинки, а всю информацию можно узнать, надев наушники и прослушав аудиогида.

Прозрачный стеклянный пол и тускло мерцающие огни вдоль борта корабля создают некоторое таинство. Но когда над головой открываются, как в космосе, створки шлюза и ты видишь сверкающие огни звезд, которые пролетают над тобой, возникает чувство, что человек песчинка в этом мире. На установленных в проходах мониторах показывают и рассказывают об истории создания "Бурана", работы научных и конструкторских бюро, которые создавали чудо космической техники. И, конечно же, показывают и рассказывают о единственном в своем классе самолете Ан-225 "Мрия". Он был специально разработан для авиатранспортирования ракеты-носителя и космического корабля "Буран" от места его строительства до космодрома.

16,4 миллиарда советских рублей было вложено за 14 лет (до заморозки в 1990-м) в программу "Энергия - Буран"

Научно-производственное объединение "Молния" создали "Бурану" электронный мозг. Более 50 бортовых систем, включающих радио- и телеметрические комплексы, два аппарата коррекции орбиты и 46 двигателей газодинамического управления ориентации. Они позволяют более точно сориентировать аппарат в безвоздушном пространстве.

Реальный корабль, который летал в космос, мог вывезти на орбиту до 30 тонн полезной нагрузки в отсеке длиной 18,5 метра, а забрать обратно 20 тонн и совершить посадку. С помощью 3D-очков можно увидеть стартовую площадку на Байконуре, взлет на ракете-носителе, выход в космос, захват спутника, который при помощи манипулятора загружается внутрь челнока, и, конечно же, его посадку.

Почувствовать себя космонавтом, не отрываясь от земли, вполне возможно. Спасибо за ощущения полета и звездное небо за бортом. Фото: Владимир Аносов

Больше всего впечатляет сам полет. Хотя он и виртуальный. Вылетаю из аэропорта Сочи в космос. Это первый мой полет... Чтобы сесть в космическое кресло, понадобилась помощь. Спинку кресла нужно разложить полностью в горизонтальное положение и буквально пробраться за штурвал. Но в космосе все проще, там невесомость, нужна только тренировка. Все детали настоящие, можно самому исполнить мечту детства, став космонавтом. Страшно, но интересно. Точнее, страшно интересно. Все-таки интерес пересиливает.

Сила разгона корабля и скорость полета осуществляются ручкой управления двигателями. Здесь почти все как в самолете: в какую сторону нужно повернуть, туда и жмете на педаль, а ручкой управления шаттла задаете угол взлета или посадки. Перед глазами - иллюминаторы с видами сначала взлетно-посадочной полосы, потом небо с облаками и заветный космос. Бездна манит даже тех, кто не мечтал о полетах и с детства выбирал земные профессии. Посадить махину без специальной подготовки оказалось той еще задачей. Мне, человеку далекому от реальных полетов, это не удалось. Я разбила "Буран". Но все же почувствовать себя космонавтом, не отрываясь от земли, вполне возможно. Сириус, прием! Спасибо за ощущения полета и звездное небо за бортом.

Кстати

Для того чтобы вывести "Буран" на орбиту, разработали двухступенчатую ракету-носитель "Энергия". Мощность ее двигателей такова, что ракета вместе с "Бураном" достигала 150-километровой высоты менее чем за восемь минут. После чего обе ступени ракеты-носителя последовательно отделялись, и автоматически запускались двигатели самого космического "челнока". В результате "Буран" за считаные минуты поднимался еще на 100 километров и выходил на заданную орбиту. Во время первого полета максимальная высота орбиты "челнока" составляла 260 километров.