Кому и для чего нужны "вечные" SIM-карты сотовых операторов

Операторы запустили "вечные" SIM-карты
Сотовые операторы запускают новый тип услуг, позволяющих сохранять неиспользуемые номера сколь угодно долго. Условия разные, целеполагание общее. Эксперты отмечают, что нововведение стало возможно после того, как государство навело порядок с рынком SIM-карт. В то же время ценность его для операторов вызывает вопросы.
istock

МТС запустила услугу "Сохраняю номер", которая позволяет абоненту сохранять за собой номер телефона, независимо то того, насколько регулярно он им пользуется. Как пояснили "РГ" в компании, это актуально для абонентов, которые могут подолгу не пользоваться услугами связи, например, если они в продолжительной командировке за границей или SIM-карта нужна только для доступа к тем или иным сервисам. Услуга активируется на номере при отсутствии блокировки и сразу на полгода. Стоимость - 349 руб., плата списывается один раз в шесть месяцев. Услуга доступна для всех абонентов оператора - действующих и новых.

Сопоставимый сервис предложил оператор Т2 (бывший Tele2). У него услуга называется "Вечный номер". Как рассказали в Т2, опция будет бесплатной и доступной для новых абонентов и перешедших с помощью услуги смены оператора с сохранением номера (MNP, mobile number portability), то есть действующим абонентам оператора она недоступна.

В Мегафоне "РГ" сообщили о наличии у них услуги по добровольной блокировке номера. Она существует в двух форматах - при утере SIM-карты (7 дней бесплатно, затем 1 рубль в день) и добровольная блокировка (1 рубль в день). Как пояснили в пресс-службе "Мегафона", услуга подключается, если баланс выше суммы, при которой отключаются услуги связи, и работает только при положительном балансе. Если баланс станет отрицательным, блокировка перестанет действовать, а деньги за тариф и услуги начнут списываться. После пополнения баланса услуга продолжит работу.

В "Билайн" не смогли прокомментировать свои планы о подключении аналогичного сервиса, на сайте оператора ничего похожего найти не удалось.

Эксперты отмечают, что спрос на рынке на такую услугу присутствует. Достаточно часто можно услышать про ситуацию, когда утрачивается доступ к номеру, на который были привязаны "Госуслуги", банковские сервисы и многое другое. Очень часто подобные затруднения испытывают те, кто использует отдельный номер для регистрации аккаунтов в соцсетях, например каналов в Telegram. Еще одна категория - те, кто длительное время живет за границей и российским номером практически не пользуется, но хотел бы сохранить доступ к "Госуслугам" и банковским сервисам в России.

Очевидно и то, что возможность запуска такого сервиса появилась в тот момент, когда пул мобильных номеров оказался существенно расчищен регуляторами. Накануне "РГ" сообщала о статистике, предоставленной Роскомнадзором. Ведомство расторгло контракты с почти 15 млн номеров, личность абонентов которых, российских и иностранных граждан, не была подтверждена. Эти номера вернулись теперь в оборот. Так полагает ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин.

"Это произошло, потому что появилось ограничение на 20 SIM-карт в одни руки (для граждан России, 10 SIM-карт - для иностранцев - прим. "РГ"). То есть операторы не опасаются, что будет некое злоупотребление. Теперь человек не сможет выбирать произвольное количество SIM-карт и сохранять под себя. Нет больше проблем с номерной емкостью", - пояснил эксперт.

Муртазин добавил, что сегодня вечное сохранение актуально, как никогда, "потому что к телефону привязаны все услуги, Госуслуги, регистрация, и номер потерять люди боятся".

На этом фоне собственно интерес операторов остается не до конца очевидным, говорит глава ИАА Telecom Daily Денис Кусков.

"Я смотрю, как это в Европе сделано. Там никто не мелочится. Не тратишь деньги - до свидания. Удобства для абонента это здорово. Но с другой стороны, операторы все время говорят, что бизнес - это бизнес. А тут бизнеса особо никакого нет. Деньги приносит лояльный абонент, который ежемесячно тратит. Возможность перейти к другому оператору с сохранением номера есть, не понравился твой оператор, переходишь к другому. С точки зрения пользователя, наверное, хорошо. Но я не вижу здесь в этом ничего интересного для оператора", - сообщил Кусков.