Почему у Юры Борисова мало шансов получить "Оскар". Наш прогноз за двое суток до премии

Среди номинантов на "Оскар" не оказалось безусловного, всеми признанного шедевра
До 97-й церемонии вручения наград Американской киноакадемии "Оскар" остаются, в сущности, часы. Возможные итоги непредсказуемы как никогда: среди номинантов нет безусловного, всеми признанного шедевра - лидера гонки.
Юра Борисов в фильме "Анора".
Юра Борисов в фильме "Анора". / kinopoisk.ru

Есть, однако, рекорды. Так, криминальный мюзикл "Эмилия Перес" стал первым в истории иноязычным фильмом, получившим 13 номинаций на "Оскар". Его раскручивали с огромной энергией, он взял 4 "Золотых глобуса", и все прогнозы предрекали ему блестящие результаты на церемонии "Оскара". Теперь шансы у него невелики - разразившийся в соцсетях скандал по поводу давнего неполиткорректного поста исполнительницы главной роли Карлы Софии Гаскон бросил зловещую тень на всю эту безусловно талантливую картину. По сложившимся мнениям, если она и получит премию, то разве что за роль второго плана Зое Салдана, явившей в этом фильме таланты актрисы еще и музыкальной. Но даже это многие обозреватели ставят под сомнение, и фильм рискует присоединиться к тем немногим неудачникам, которые, обладая максимальным числом номинаций, уезжали с пустыми руками.

В журнале шоу-бизнеса Variety есть специальный отдел наград, специализирующийся на изучении быстро меняющейся конъюнктуры - собирает результаты опросов и рейтингов, итогов премиальных кампаний и данные кассовых рапортичек. По его новейшим данным, в лидеры гонки на финишной прямой выбились три фильма: "Бруталист", "Конклав" и "Анора". Причем первые два получат наибольшее количество статуэток, зато третья - главного "Оскара" за лучший фильм: "Анора" открыто эмоциональна, энергична и предъявляет блестящий актерский состав, отмеченный премией BAFTA. Это в нынешнем меланхолическом кино ценят как острый дефицит.

Кадр из фильма "Конклав". Фото: kinopoisk.ru

Путь "Аноры" к главной кинопремии мира был сложен. У картины много скептиков, считающих ее триумф на Каннском фестивале необъяснимой ошибкой жюри. Но недавние победы на церемонии BAFTA и признание лучшим фильмом профессиональными гильдиями продюсеров, режиссеров и критиков Америки резко повысило ее шансы.

Драма "Бруталист" Брэди Корбета бьет рекорды по длине, и у нее есть шансы взять "Оскаров" за подвижническую режиссуру и за исполнение главной роли Эдрианом Броуди. Не останется без призов и разыгравшаяся в Ватикане драма выборов нового Папы "Конклав", в свете последних событий приобретшая неожиданную актуальность. Исполнитель главной роли Рэйф Файнс, как и Эдриан Броуди, - в числе главных претендентов на актерский приз.

Кадр из фильма "Злая. Сказка о ведьме Запада". Фото: kinopoisk.ru

Отдав главного "Оскара" разбитной "Аноре", автор журнала Variety логично прогнозирует картине и премию за режиссуру Шона Бейкера - до сих пор имевшего репутацию певца ночных клубов и, не покидая найт-клабы, вышедшего на тропу большого респектабельного кино.

Лучшим исполнителем главной мужской роли Variety считает Эдриана Броуди в роли талантливого венгерского архитектора, пережившего Холокост и бежавшего из послевоенной взбаламученной Европы в США ("Бруталист"). Но большинство наблюдателей предрекают триумф Тимоти Шаламе - это явно "его год". Молодой актер вездесущ, и его работа в байопике о Бобе Дилане "Никому не известный" достойна высокого признания, что подтвердила Гильдия киноактеров. Тем более, что за Боба Дилана он "сам поет" - эта редкая для актеров способность весьма ценится в мире кино. А у Броуди уже есть один "Оскар" - может, пока и хватит? Добавим, что предпочтения Гильдии актеров и впоследствии академиков совпадают почти всегда.

Тимоти Шаламе в фильме "Никому не известный". Фото: kinopoisk.ru

С номинацией "лучших актрис" все еще менее очевидно. Недавно британская премия BAFTA предпочла Майку Мэдисон в "Аноре", а Гильдия киноактеров США - Деми Мур, отдавшую свое тело на растерзание в "Субстанции". На мой взгляд, чрезвычайно хороша Синтия Эриво в мюзикле "Злая. Сказка о ведьме Запада". Согласно большинству прогнозов, статуэтку увезет с собой Деми Мур.

Многие у нас с особым волнением следят за номинацией "Лучшая мужская роль второго плана", где фигурирует Юра Борисов. Увы, итог гонки, как я уже писал, предрешен самим фактом, что в фильме "Настоящая боль" Киран Калкин почти не сходит в экрана - он там играет, в сущности, главную роль, и сравнивать ее с большими эпизодами, сыгранными его конкурентами, невозможно. Понятно, что сам объем такой роли дает актеру больше возможностей, и Калкин обречен на "Оскар". Как был обречен на "Золотой глобус" и на BAFTA. Хотя, на мой взгляд, по мастерству заметно уступает лаконичной, но мощной работе Юры Борисова в "Аноре".

Из актрис на роли второго плана Variety отдает предпочтение Изабелле Росселлини в драме "Конклав", хотя не отсекает и радужные перспективы для Зое Салдана.

Призы за сценарий, по предположению многих оракулов, получат "Настоящая боль" и "Конклав".

В кругу полнометражных анимаций стремительно набирает очки, отодвигая соперников на второй план, гуманный "Дикий робот" Криса Сандерса и Джеффа Херманна. Мне лично будет жаль, если проиграет фаворит многих зрителей латвийский "Поток", которому многие уверенно предрекали "Оскара".

Кадр из мультфильма "Дикий робот". Фото: kinopoisk.ru

В категории "Лучший международный фильм" пять претендентов: "Эмилия Перес", "Поток", "Девушка с иглой", "Я все еще здесь" и "Семя священного инжира". Вышеупомянутый скандал с Карлой Марией Гаскон подрубил шансы "Эмилии Перес" и в этой номинации. Так что большинство оракулов видит победителем бразильский фильм Уолтера Саллеса "Я все еще здесь" с действием из начала 1970-х, когда страной правила военная диктатура.

Зрелищным фильмам "Злая. Сказка о ведьме Запада" и "Дюна. Часть вторая", по всем прогнозам, достанутся только призы за спецэффекты, дизайн, костюмы, прически и гримы.

Но как бы ни сложилась на церемонии судьба номинантов, все они уже в числе победителей. Их отобрали из сотен претендентов, они уже на Олимпе богов и богинь современного мирового кино, и почетные звания номинантов "Оскара" отныне всегда будут значиться на их афишах.