"Часть компаний, которые в 2022 году заполнили ниши ушедших международных брендов, явно переоценили свои силы, - рассказывает Татьяна Белькевич, президент Русской ассоциации участников фэшн-индустрии (РАФИ). - Коммерчески успешных среди вновь открытых или вышедших на российский рынок марок за последние два года почти нет. Эксперты ожидают, что в нынешней непростой экономической ситуации многие игроки, не рассчитавшие свои силы, будут вынуждены свернуть деятельность или уменьшить ее масштаб".
Жесткая конкуренция побуждает бренды снижать цены, это негативно сказывается на маржинальности. Ситуацию усугубляют маркетплейсы, которые формируют у покупателей ожидание постоянных скидок и акций. По данным FCG, 85% российского онлайн-оборота одежды и обуви - на маркетплейсах. Основное предложение - нижний ценовой сегмент (около 90%).
"Локальным брендам нужно создавать продукт, который привлечет покупателей своей ценностью и оригинальностью. В пример можно привести Ushatava, Gate31, Planta Rosa, 2MOOD, 12 STOREEZ, LIME - они продолжают наращивать продажи, несмотря на цены, которые выше, чем в среднем по рынку", - говорит Белькевич.
С этим согласна Кристина Колпакова, основатель и руководитель платформы "Россия Шьет". По ее словам, рынок одежды в России точно не испытывает дефицита. Наши бренды успешно справляются с замещением крупных мировых игроков. Однако подавляющее большинство российских брендов отшивает одежду на фабриках других стран. Это Кыргызстан, Узбекистан, Турция, Китай, Шри-Ланка, Бангладеш. Производство там дешевле, чем в России, по многим товарным категориям есть своя сырьевая база, нет кадрового дефицита.
В пресс-службе Мelon Fashion Group (ZARINA, Befree, LOVE REPUBLIC, SELA, IDOL) рассказали, что за 20 лет работы создали пул надежных партнеров в разных странах: Китай, Бангладеш, Индия, Вьетнам, Узбекистан, Турция и др. Поставщики изготавливают изделия "под ключ": производят ткани и фурнитуру, пряжу, выращивают хлопок, вся производственная часть на стороне партнеров.
Коллекции всех брендов группы создаются в России, компания продумывает дизайн, отшивает образцы в экспериментальном цехе в Санкт-Петербурге и отправляет их партнерам за рубеж.
"Нам бы очень хотелось, чтобы в России появились производства, готовые взять на себя работу по поиску и подбору тканей, пошиву многомиллионных партий товара, отгрузке вещей в определенное время и по определенной цене. Это позволило бы нам поддержать отечественный легпром, а также избежать проблем с логистикой", - рассказали в Мelon Fashion Group.
По словам Юлии Шинкаревой, основательницы бренда SHI-SHI, владелицы собственного швейного производства в России, остаются на отечественных фабриках в основном бренды среднего ценового сегмента с небольшими партиями, до 300 штук на модель. "В последнее время стала часто слышать от крупных и известных брендов, что они прекращают отшивать в России. Причина одна - дорого. Дешево производить одежду в России сложно. Киргизия закрывает огромную часть спроса на пошив, конкурировать с ним очень сложно", - говорит эксперт.
Конкурировать на фэшн-рынке невозможно без доступа к качественному сырью. По данным BusinesStat, в 2020-2024 годах продажи тканей в России увеличились на 38%: с 2,42 до 3,33 млрд квадратных метров. В 2024 году темп прироста продаж тканей составил только 0,4%. Особенно сложно российским производителям спортивной одежды. В этой нише востребованы высокотехнологичные материалы, и разница в сырье видна всегда. "Технически доступ к качественным тканям у наших брендов есть, но вопрос в стоимости. Например, на турецкой фабрике Fersan Tekstil производят высокотехнологичные материалы для бренда Adidas. Эта компания может закупать сырье километрами, а наши бренды начинают с закупки рулона", - говорит Колпакова.
Та же ситуация с известной итальянской фабрикой, где производят высокотехнологичный трикотаж для спортивной одежды под брендом Carvico. Эти материалы можно закупать у дилеров в России небольшими объемами, но стоимость метра будет высокая. Большинство российских брендов начинают с китайских материалов низкого ценового сегмента. В России мало фабрик со специализированным оборудованием, безниточными технологиями для производства технологичной спортивной одежды. В этой нише замещение шло дольше, и процесс еще продолжается.
"По всем сегментам спрос на отечественный продукт однозначно есть. С текущим состоянием текстильной промышленности останется зависимость от импортных тканей, всегда будут сложности с ценообразованием, но потребности рынка настолько разнообразны, что найти оптимальное соотношение цена-качество в своей нише - решаемая задача для бизнеса", - говорит Дмитрий Шишкин, президент ассоциации "Рослегпром". По его мнению, моду на российское нужно сохранять и активно поддерживать. Фокус поддержки отрасли сейчас должен сместиться на сохранение представленности российских производителей в крупных ТЦ и местах городской активности, а также в медиа.
Антон Алиханов, министр промышленности и торговли:
"Мы никого (ушедшие иностранные бренды. - Прим. "РГ") с распростертыми объятиями не ждем. За все нужно будет платить, за свое поведение. Мы будем, когда будет соответствующее поручение, готовить наше видение. Промышленность в целом получила огромные возможности, поэтому мы рассматриваем это как возможность для развития".