Предпринимательницы рассказали об особенностях бизнеса по-женски

Женщина в бизнесе - уже не исключение, но мужское начало в нем пока выражено сильней. Накануне весеннего праздника корреспонденты "РГ" узнали у представительниц прекрасного пола, каково в таких непростых условиях продвигать свое дело и при этом оставаться собой.
В праздники и в будни, в деловой и неформальной обстановке - просто оставайтесь собой.
В праздники и в будни, в деловой и неформальной обстановке - просто оставайтесь собой. / Сергей Елагин/ Бизнес ONLINE/ ТАСС

Участницами заочной встречи стали Ольга Гамиловская - учредитель, издатель и главный редактор журнала Space & Concept, посвященного архитектуре, дизайну, интерьерам, пространству для жизни и людям (Ярославль); Ольга Золотова - генеральный директор Сухинчского комбикормового завода, самого крупного в Калужской области; Ольга Карулина - основатель интерактивного "Музея здоровья" в Ярославле, член Общественной палаты Ярославской области, генеральный директор санатория "Ясные зори"; Татьяна Рожкова - владелица магазинов одежды в Курске, стилист, бизнес-наставник.

"Женский бизнес", "бизнес по-женски" - можно ли употреблять такие термины? Каково вообще женщине в бизнесе?

Ольга Карулина: Бизнес - это история про зарабатывание денег, и в этом гендер особой роли не играет. Хотя сейчас женщины берут на себя все больше различных мужских ролей, а мужчины, к сожалению, все более женственные и перекладывающие ответственность на кого-то другого. На мой взгляд, не имеет значения, мужчина ты или женщина, самое главное - чтобы ты был честен, порядочен, адекватен, образован и был в теме своего продукта.

Я считаю, что женщины более эмпатичны, больше готовы входить в положение других сотрудников, потому что они понимают, что женщина кроме функции работника выполняет еще большую функцию домохозяйки. Женщине сложнее, потому что она, кроме ведения бизнеса, ответственна за дом, за детей, их воспитание, образование и здоровье. Так уж повелось, что у нас все эти вопросы должна закрывать женщина.

Есть просто бизнес. Женщины очень многозадачны, нет ничего, что бы они не могли сделать

Помните, раньше была игра про волка, который бегал из стороны в сторону и ловил яйца? Иногда я на себе очень четко ощущаю, что я как этот волк, который хватает яйца, чтобы они не упали. Поэтому с позиции максимальной включенности в жизнь в целом женщине сложнее, ей нужно быть более гибкой, она тратит больше энергии.

Ольга Гамиловская: На мой взгляд, это два разных понятия. Термин "женский бизнес" может относиться к виду деятельности - например, бизнес в сфере красоты, рукоделия, кулинарии. А "бизнес по-женски" говорит о стиле ведения дела.

Подавляющее большинство женщин по своей природе очень эмпатичны, эмоциональны, интуитивны. Чтобы заниматься чем-то, женщине нужно это любить. Мы не можем создавать бизнес только потому, что "надо", - мы загораемся идеей, любим ее всей душой. В делах мы более гибкие, способны расширять рамки возможного, в состоянии сопереживать, заботиться. И это часто идет на пользу бизнесу, тем более что сухой и агрессивный стиль работы все меньше встречает одобрения в обществе.

Могу сказать, что сложные задачи решает тот, у кого более высокие компетенции, независимо от гендерной принадлежности. Однако женщинам кроме бизнеса приходится контролировать быт, воспитание детей, благополучие, атмосферу в семье и многое другое. И вот в этой необходимости все успевать и совмещать нам сложнее, чем мужчинам.

Татьяна Рожкова: С одной стороны, женский бизнес ассоциируется у нас с определенными отраслями, сферами деятельности - например, с заботой о детях, образованием, бьюти-индустрией, с модой, всем тем, куда женщина может привнести вот эту тонкую грань своей духовности, своей нежности, своего женского чутья и заботы. Даже если владеет или управляет подобным бизнесом мужчина, все равно его лицом и душой становится женщина.

Ольга Золотова: Не бывает женского и мужского бизнеса. Есть просто бизнес. Женщины очень многозадачны, нет ничего, что бы они не могли сделать. Да я и не представляю, какой бизнес можно назвать мужским. Как мальчишки, так и девчонки могут все - было бы интересно. Конечно, хочется быть в розовом пеньюаре. Но я работаю на комбикормовом заводе, и мне это очень нравится.

Сталкивались ли вы когда-нибудь в бизнесе с недоверием по гендерному признаку? Или наоборот - с поддержкой сильного пола?

Татьяна Рожкова: В крупном - да. Когда я в свое время пришла работать в большую компанию, мой руководитель, мужчина, признался: "Ты вошла в офис, я подумал: симпатичная женщина - значит, все пропало". А потом он понял, как ошибся: проекты нашего подразделения как раз и реализовались с небывалым успехом! Так что могу сказать: бывает у мужчин такое скептическое восприятие, но нам, женщинам, удается его достаточно быстро развеять.

Ольга Гамиловская: Лично я не сталкивалась с недоверием, не могу даже припомнить таких примеров. Возможно, мне везет на людей. Мужскую поддержку я ощущаю всегда, когда с моей стороны есть такой запрос. Не перевелись еще благородные мужчины. Часто бывает, что и мужчины-предприниматели обращаются ко мне за консультацией, советом, помощью. Это вполне здоровый и нормальный обмен опытом и ресурсами в деловой среде.

Ольга Карулина: Сталкивалась с ситуациями, когда мужчина так несколько выжидательно наблюдает: справишься с задачкой или нет? Но здесь уже вопрос в том, позволяет ли женщина в рабочих вопросах себе занимать позицию как в том анекдоте: "Ну не смогла я, не смогла…" Если женщина в целом позволяет себе такое, тогда не будет соответствующих отношений. А если вы решаете рабочие вопросы, никогда не думайте - женщина или мужчина. Вы работаете с позиции профессионала. И если вы такими категориями оперируете, то никакого недоверия к вам не будет, потому что судят в основном за дела, а не по тому, как вы выглядите.

Ольга Золотова: Речь не про недоверие по гендерному признаку. Было такое: контрагенты заволновались при смене гендиректора. Но это обычное дело. Зато сталкивалась с посылом: если это не ваша продукция, то не буду брать.

Нужно ли женщине-предпринимателю быть на голову выше мужчины, чтобы достичь результата?

Ольга Гамиловская: Женщине-предпринимателю нужно быть более энергичной, скоростной и очень оптимистично настроенной в сравнении с мужчинами. На ней, как и раньше, много женских обязанностей. В то же время мы прочно вошли в деловую среду. И нам приходится не просто совмещать свои должности с ролями матерей, жен, но и сохранять баланс и гармонию, как внутри себя, так и в отношениях с близкими, уделять время детям и не забывать, что прежде всего им нужна счастливая мама.

Ольга Золотова: Что-то в бизнесе строится на личном обаянии, харизме. Например, помогает организовать первую встречу. Но, чтобы затем "мягкой лапкой" довести до заключения контракта, одного женского очарования мало - надо доказывать, что не только красивая, но и умная, и знающая, и разбирающаяся в нюансах экономики и производства, что тебе можно доверять.

Ольга Карулина: Надо просто изначально хорошо делать свое дело и четко понимать, какого результата вы хотите добиться. Мы, предприниматели, когда добиваемся результатов, что-то доказываем не кому-то, а самому себе - можешь ты или нет.

Татьяна Рожкова: Не нужно играть чужую роль. Я всегда думала: ты женщина, ты родилась женщиной и, стало быть, используй это на 100 процентов. Да, внутри ты можешь быть железной, и мы видим таких женщин на ответственных постах на крупных предприятиях, в таких жестких отраслях… И бывает, что женщина принимает на себя роль мужчины, но так она не добьется успеха. В своей школе стиля и красоты и в своем театре моды я обучаю находить золотую середину: оставаться женщиной, но показывать, что ты профессионал. Объясню на примере: одеваешься безлико - на 50 процентов ты проиграла. Одеваешься вызывающе - то же самое. Нужен баланс.

Давайте помечтаем. Какой подарок для вашего бизнеса вы хотели бы получить к 8 Марта?

Ольга Гамиловская: Если мечтать, то по-крупному: я бы пожелала своему изданию международной известности. Ну а если серьезно, то я прежде всего женщина, а только потом предприниматель, поэтому я лучше бы пожелала себе довольно простых и понятных всем вещей: возможности путешествовать и удивляться уникальным местам, собираться с родными и близкими за общим столом, выгуливать по утрам любимую собаку. Но главное для меня, где бы я ни была и чем бы ни занималась, - чувствовать себя счастливой.

Ольга Карулина: Самый лучший подарок для бизнеса - команда. Это люди, которые не болеют, которые получают удовольствие от работы вашей компании, которых абсолютно все устраивает, которых вы любите и уважаете. И самое главное - что вы можете им доверять и хотели бы дальше с ними сотрудничать. Потому что для бизнеса кадры - основополагающая история, а деньги - всего лишь инструмент.

Ольга Золотова: Пусть это будут новые клиенты. Даже не простые, а сложные. Такие заставляют расти профессионально.

Татьяна Рожкова: Первое желание - это, конечно, мирное небо над Курском… Ну а если для бизнеса, то хотелось бы поддержки. Ведь даже само определение женского бизнеса есть в законодательстве некоторых регионов - хочется, чтобы и в нашем оно появилось.