Донецкая филармония выстояла под обстрелами ВСУ и готовит масштабный проект к 80-летию Победы

Худрук Донецкой филармонии Парецкий: В зале забывается непростая реальность
На концертах в Донецкой филармонии сейчас многолюдно. Настолько, что не всегда можно купить билет. А в зале ощущается необычайное, на грани родства единение между артистами и зрителями. Возможно, все дело в общих испытаниях, через которые пришлось пройти дончанам. О пережитом и о вынесенном из пережитого корреспонденту "РГ" рассказал генеральный директор-художественный руководитель филармонии Александр Парецкий.
На концерте памяти Высоцкого не могли не спеть его "Черное золото", посвященное горнякам Донбасса.
На концерте памяти Высоцкого не могли не спеть его "Черное золото", посвященное горнякам Донбасса. / Руслан Мельников

Почти два года в Донецке в целях безопасности не проводились концерты, спектакли, массовые мероприятия… Как вы жили все это время? Удалось ли сохранить коллектив?

Александр Парецкий: Действительно, был период, когда в центре города взрывались снаряды. И тех, кто уехал из Донецка, я не могу ни в чем упрекать. Признаюсь, меня тоже приглашали в безопасные регионы России, обещали хорошие условия, работу, должности, жилье. Но мне было стыдно уезжать в такое время. Я все-таки руководитель, капитан нашего музыкального корабля. Значит, покинуть его могу только последним. К тому же филармония в Донецке - нечто большее, чем просто филармония. Мы часто даже обращаемся к ней как к чему-то живому. Как к мамочке, как к родному человеку. Она наша хранительница. Как же можно от нее уехать? К счастью, костяк коллектива сохранить удалось. Да, концертные залы были закрыты, но артисты все равно приезжали на работу, порой с риском для жизни. Мы репетировали, готовили программы. Давали концерты в российских регионах и в тыловых районах республики. Выступали в воинских частях и госпиталях.

При этом многие артисты Донецкой филармонии принимали участие в боевых действиях, некоторые погибли.

Александр Парецкий: Да, наши музыканты встали на защиту Родины. Признаюсь, мои коллеги тогда по-новому открылись для меня. На передовую отправились более 60 сотрудников филармонии. Вернулись, увы, не все. Например, в боях за Мариуполь погиб наш эстрадно-джазовый пианист Николай Звягинцев. Это оказалась первая наша потеря, все были в шоке. У Николая осталась годовалая дочка. Он был невероятно талантлив, сам писал музыку. До сих пор, кстати, ему нет достойной замены. Трудно найти пианиста такого уровня.

Среди погибших - Ринат Ибатуллин. Светлейший человек, невероятный оптимист. Он работал в эстрадном коллективе "Два с половиной кума". Помню в одно из увольнений, когда Рината отпустили в Донецк, нас пригласили выступить для военных, а он захотел участвовать в этом выступлении.

Последняя, как мы надеемся, наша потеря - это Илья Афенченко. Молодой парень, работал администратором и вокалистом. Мы даже не переживали о нем, потому что Илья постоянно был на виду, часто приходил к нам на концерты - его отпускали командиры. А потом мы узнали, что его не стало. Всего филармония потеряла шестерых человек

Другие музыканты вернулись с передовой на сцену? Они выступают? И изменились ли они?

Александр Парецкий: Да, вернулись, выступают. Конечно, изменились. Стали более… более чуткими. Но участие в боевых действиях для них - закрытая, больная тема. Пока они не готовы говорить об этом. Что и неудивительно. Эти люди были причастны к высокому искусству, выступали под светом софитов и звуки аплодисментов и вдруг оказались на поле боя… Знаете, многие наши коллеги в других регионах думали, что артисты филармонии служили со скрипками и флейтами в качестве военных музыкантов. Я объясняю, что это не так, что наши ребята были и пулеметчиками, и штурмовиками, они увидели и пережили боль, страдание, разрушения, кровь, смерть товарищей. Безусловно, это травмирующий опыт. Когда мы выступаем в других регионах, и есть такая возможность, я объявляю со сцены, что среди артистов донецкой филармонии есть участники СВО. Публика всегда встает в знак уважения.

Непростая жизнь лишь обостряет чувства и стремление людей к прекрасному

А отличается ли зритель в Донецке от публики в других регионах?

Александр Парецкий: Я думаю, да, у нас особенный зритель. Даже когда город казался вымершим, люди все-равно приходили на концерты. Помню, как после прилета "Точки-У" содрогнулась вся филармония, два окна вылетели вместе с рамами. У нас проходила репетиция, и мы увидели, как наш орган буквально подскочил. Очень переживали за его состояние, потому что намечался концерт органной музыки. Но все прошло хорошо. Орган звучал, концерт состоялся.

Бывало, утром и днем шли сильные обстрелы, а вечером люди приходили на концерт. Поначалу после обстрелов зрители звонили в кассу, уточняли, будет ли выступление. Потом звонить перестали, просто приходили, потому что знали, что концерт состоится в любом случае. После введения в Донецке ограничений на проведение массовых мероприятий мы давали концерты в других регионах, но всегда чувствовали, что наша родная публика ревностно следит за нами. В соцсетях приходилось читать комментарии: когда же мы дождемся концертов в Донецке? Ограничения снимали постепенно. Сначала мы в целях безопасности не афишировали концерты, старались не заполнять зал. Но зрители как-то узнавали о выступлениях и приходили к нам. Видно было, что публика соскучилась. Все-таки заходя в зал филармонии, зритель попадает в другой мир, мир прекрасного, забывает о непростой реальности, о многочисленных бытовых проблемах, перебоях с водой.

Как изменился донецкий зритель филармонии за два года без концертов?

Александр Парецкий: Он стал более жадным до музыки. Часто бывает так: мы только запускаем в продажу электронные билеты и практически сразу их начинают покупать, хотя еще нет ни афиш, ни анонсов. Пока готовится афиша - билеты уже раскуплены, афишу вывешивают, а свободных мест в зале уже нет. Причем популярностью пользуются в том числе и академическая классическая музыка, на которую в других регионах непросто привлечь зрителя. Да и мы раньше, чтобы поддержать наполненность зала, приглашали на такие концерты студентов, ветеранские и общественные организации. Сейчас такой возможности нет. Нас даже упрекают порой: почему перестали приглашать. Мы стараемся найти места, смотрим, а весь зал раскуплен за неделю до концерта. Почему так происходит, не знаю. То ли из-за того, что в непростых условиях Донецка обостряются чувства и сильнее проявляется стремление к прекрасному, высокому, то ли публика как-то переосмыслила себя и соскучилась по концертам после длительного перерыва.

А какой стала сама Донецкая филармония после всего пережитого?

Александр Парецкий: Я думаю, мы вышли на новый уровень. Сейчас работа идет даже активнее, чем раньше. У нас действует симфонический оркестр, оркестр духовых инструментов и молодежный оркестр народных инструментов. Кстати, это самый молодой коллектив, наша гордость. Оркестр образовался после 2014 года и отметил свое пятилетие в этом году, он активно гастролирует по стране от Калининградской до Сахалинской области, его музыканты вступили в Кремлевском дворце на большом фестивале оркестров России. Наш джазовый ансамбль "Cruise-Control" тоже регулярно радует публику. Этот ансамбль принял участие в московском джазовом фестивале по приглашению Игоря Бутмана.

Осенью у нас прошел потрясающий концерт. Солировал заслуженный артист России Борис Березовский, один из лучших пианистов современной России и мира. Еще было три программы, посвященных 90-летию Альфреда Шнитке. У него непростая музыка, не каждый оркестр берется ее исполнять. Мы прекрасно справились.

А меня поразил концерт в память о Высоцком. С удивлением узнал, что его гимн шахтеров "Черное Золото", который так мастерски исполнили артисты филармонии, посвящен горнякам Донбасса.

Александр Парецкий: Во всяком случае именно здесь, выступая перед шахтерами, Высоцкий впервые исполнил эту песню. А в 1973 году Владимир Семенович даже был временно оформлен на работу в Донецкую филармонию. В нашем музее хранится соответствующий приказ: "Зачислить на временную работу с 12 по 16 марта 1973 года в качестве артиста разговорного жанра т. Высоцкого В.С с оплатой по 1 категории 160 руб. Оплачивать т. Высоцкому В.С. за совмещение инструмента (гитара 25%) и за исполнение вокала 25% от разовой ставки по второй низшей категории". Впрочем, у нас в музее есть немало и других интересных экспонатов. Например, слепок рук пианистки Валентины Лисицы. Свою историю мы знаем и ценим.

Кстати, в этом году отмечается 80-летие Победы.

Александр Парецкий: И мы запланировали масштабный проект. В его реализации примут участие Донецкий академический симфонический оркестр и оркестры нескольких регионов, в которых мы выступим. Мы совместно исполним легендарную Седьмую симфонию Дмитрия Шостаковича, которая стала символом стойкости человеческого духа. Начнем уже в конце марта с Ульяновским симфоническим оркестром. Дальше в планах - Тюмень, Курган, Феодосии и Ялте, возможно, Севастополь. А завершится проект на сцене Санкт-Петербургской академической капеллы.

Также в следующем концертном сезоне мы планируем провести фестиваль органной музыки "Донецкая осень". Топовые органисты России уже подтвердили свое участие. Приедут и иностранные музыканты. Например, участвовать в фестивале будет испанский органист Даниеэль Сальвадор. Он выступит в дуэтной программе со скрипачом Петром Лундстремом. Кстати, именно благодаря Петру в Чите состоялось грандиозное событие - премьера концерта-симфонии молодого композитора Алексея Сергунина "Русскому Донбассу" для хора, солиста-скрипача и симфонического оркестра. Это произведение с четко структурированной привязкой к Донбассу некоторые музыковеды сравнивают с Седьмой симфонией Шостаковича. Сейчас Петр работает над тем, чтобы другие российские регионы тоже услышали это знаковое полотно.