Чтобы обеспечить равные условия на рынке, иногда ФАС накладывает миллиардные штрафы

Не только государство, но и граждане, пострадавшие от недобросовестных предпринимателей, могут получить возмещение своих потерь. С этой неожиданной мысли начался наш разговор за чашкой чая в "РГ" с руководителем управления ФАС по Самарской области Леонидом Паком.
Леонид Пак: В условиях высокой  рыночной цены товары начинают поступать из соседних регионов, что ведет к снижению их стоимости и наоборот.
Леонид Пак: В условиях высокой рыночной цены товары начинают поступать из соседних регионов, что ведет к снижению их стоимости и наоборот. / Георгий Субботин/РГ

Леонид Львович, ФАС защищает конкурентную среду. Скажите, а что в ней такого полезного, ведь некоторые по-прежнему воспринимают ют ее как "гаранта" нервных потрясений и финансовых издержек?

Леонид Пак: Если мы стремимся к жизни без ограничений, где марки машин и сорт колбас не зависят от планирования министерства товары не приходится ждать неделями, нам необходима конкуренция. Только она имеет возможность насытить рынок, сбалансировать спрос и предложение и способствовать развитию во всех сферах экономики. Этой задачей антимонопольная служба Рос- сии занимается на протяжении уже 35 лет.

Даже далекие от бизнеса люди могут вспомнить, как благодаря ФАС в России был отменен "банковский роуминг", когда за межрегиональные платежи приходилось отдавать комиссию. Помним, как исчез внутрисетевой роуминг сотовой связи и впоследствии "мобильное рабство", что дало возможность сохранять привычный номер телефона при смене оператора.

ФАС России также были разработаны комплексные правила, обеспечивающие недискриминационный доступ к различным инфраструктурам: электрическим, водопроводным, газовым сетям и другим монополистам, включая такие компании, как РЖД. Регулирование вопросов, касающихся сроков подключения, мощности, стоимости и самой процедуры подключения, значительно упростило работу бизнесу.

Про запуск биржевой торговли энергоресурсами: она позволяет отслеживать актуальные цены, увеличивая доступ участников рынка и способствуя конкуренции.

Про реформирование ценового регулирования для жизненно важных лекарств: произошло снижение стоимости на более чем 7 000 видов препаратов, сэкономлено свыше 40 млрд рублей в год. В 2024 году продолжается снижение цен для предотвращения дефицита.

Снятие запрета на параллельный импорт способствовало снижению цен и росту конкуренции, увеличив доступность товаров для потребителей.

Что подразумевает под собой свободный доступ к железнодорожным дорожным путям? Водные и автомобильные дороги у нас вроде бы всегда были общими...

Леонид Пак: Да, но за доступ к "рельсам", образно говоря, пришлось бороться. В нашей практике был случай, когда региональная компания "СЛК", создавшая крупный логистический комплекс с подъездными путями и даже железнодорожной веткой, на протяжении двух лет не могла подключиться к путям общего пользования. Монополисты, воспринимая их как конкурентов, предлагали лишь перегрузку товаров в свои вагоны. К счастью, сегодня подобные проблемы устранены.

В прошлом году по аналогии был принят закон о свободном доступе в МКД операторов связи. К сожалению, и сегодня существуют дома, где предоставление услуг интернета осуществляется только одним оператором, что удобно управляющим компаниям, но совершенно не устраивает жильцов, желающих иметь выбор. Хотя в настоящее время не предусмотрены санкции для тех, кто не обеспечивает такой доступ, мы уверены, что это лишь вопрос времени.

Одна из важных сфер - торги, ведь речь идет о средствах бюджета. Что изменилось в этой области?

Леонид Пак: В 1999 году был принят первый Федеральный закон о закупках, однако он не включал в себя четкие нормы, особенно в части размещения информации о предстоящих торгах. В дальнейшем было разработано и принято несколько других законов, которые регулируют различные виды публичных торгов. Например, это касается продажи прав на использование земельных участков, лесных ресурсов и недр. Тем не менее в некоторых отраслях по-прежнему имеются лазейки, которые могут быть использованы для злоупотреблений при продаже публичных прав.

Вот один из примеров: в Чапаевске объявление о продаже права на размещение рекламных конструкций было опубликовано в местной газете с ограниченным тиражом, которую сложно приобрести за пределами города.

К сожалению, таких примеров непрозрачности по стране можно привести множество.

Если в силу обстоятельств приходится проводить закупку у одного поставщика, является ли это нарушением закона?

Леонид Пак: В 44-ФЗ такая возможность прописана. Например, закупка лекарственных препаратов для редких заболеваний на основании заключения врачебной комиссии.

Тем не менее вся информация о торгах должна быть открыта и доступна в интернете. Это позволит другим участникам рынка, которые увидят в этой закупке какую-то экономику, также иметь возможность в будущем поучаствовать. В результате создается возможность для конкуренции.

На некоторые виды товаров государство устанавливает регулируемые цены, например, на детское питание и лекарства. Но глядя на их трехзначные ценники, кажется, что лучше их отпустить на волю рынка.

Леонид Пак: Да, административное управление может отставать от рынка. Например, на социальные продукты, список которых утвержден Постановлением Правительства РФ, можно вводить регулирование на уровне субъектов федерации в случае значительного повышения цен. Мы регулярно сравниваем цены в Самарской области с соседними Ульяновской, Саратовской и Оренбургской областями. Сейчас цены в нашем регионе находятся на среднем уровне по Приволжскому федеральному округу.

Опыт предыдущих лет показывает, что в условиях высокой рыночной стоимости товары начинают поступать из соседних регионов, что ведет к снижению цен. В то время как в регионах с низкими ценами наблюдается отток продукции, что в свою очередь приводит к росту цен. Таким образом, рынок сам устанавливает баланс.

Гречка, соль и сахар стали в нашем обиходе не просто продуктами, а некими символами сговора продавцов - цены на них одномоментно повышаются. Так же произошло и со сливочным маслом. Был ли сговор или, как писали некоторые эксперты, россияне стали сильно больше есть?

Леонид Пак: Причиной роста оптово-отпускных цен на сливочное масло является увеличение его себестоимости, что связано, в частности, с ростом затрат на закупку сырого молока и молочных жиров.

Другая причина заключается в увеличении потребления сливочного масла со стороны производителей продуктов, в состав которых это масло входит. По заданию правительства мы постоянно мониторим розничные цены и видим, что цены на масло везде разные. Значит, о сговоре речь не идет.

Одиним из классических примеров сговора стал недавний случай в Тольятти, где цена на проезд в маршрутках за полгода возросла до 45 рублей. Однако сговор может проявляться не только в повышении цен, но и в их снижении, как это произошло в Сызрани. Там три перевозчика конкурировали, и два из них сговорились о снижении цен, чтобы вытеснить третьего. Какое-то время они готовы были терпеть убытки, чтобы, оставшись без конкурентов, цены поднять.

Иногда создается впечатление, что ЦБ с постоянно растущей ставкой и различные аналитические агентства, объявляющие ожидаемый уровень инфляции, сами и подстегивают производителей и ресурсоснабжающие организации цены "подтягивать". Замкнутый круг получается...

Леонид Пак: Согласен. Может быть, необходим какой-то коллегиальный орган, который будет комплексно управлять этими факторами. ФАС России занимается регулированием цен на электрическую энергию, но следует учитывать, что те же процентные ставки ЦБ России и инвестиционные надбавки в региональных программах тоже включаются в тариф.

Губернатор Самарской области озвучил намерение сократить число УК с нынешней тысячи до 50, а потом и до 20 на весь регион. Как это выглядит с точки зрения защиты конкуренции?

Леонид Пак: Сокращение числа хозяйствующих субъектов неизбежно приводит к снижению конкуренции. Важно не только количество компаний, работающих в отрасли - будь их 50 или 20, но и качество их работы. Проблема заключается в тех организациях, которые не выполняют свои обязательства и вызывают претензии со стороны жильцов и жилищной инспекции.

Если все компании нарушают закон, а лицензии аннулируются выборочно, это создает неравные условия и нарушает антимонопольное законодательство. Кроме того, следует обратить внимание на управляющие компании, которые собирают средства с жильцов, но не рассчитываются со своими подрядчиками.

Одним из способов решения этой проблемы может стать внедрение эскроу-счетов, аналогично тому, как это сделано для защиты обманутых дольщиков. Такой механизм позволяет обеспечить целевое использование средств и защитить интересы граждан. Хотя застройщики иногда выражают недовольство по поводу неудобств, связанных с этим процессом, он, несомненно, предоставляет большую защиту для жителей.

По ТКО в Самарской области поменяли регоператора, но ситуация едва ли не стала еще хуже. Мало того - платим по-прежнему с квадратных метров, а не с людей, производящих отходы, так еще мусор и не вывозят неделями...

Леонид Пак: Проблема мусорной отрасли касается ФАС России в процентном соотношении лишь на 5-10 процентов. Остальное - это экология, сфера Минприроды и природоохранной прокуратуры. А вопросы финансирования регулирует департамент тарифного регулирования. Мы как антимонопольный орган следим за тем, чтобы тарифы соблюдались. В некоторых регионах работает только один оператор, в других - два или три. Однако они не конкурируют за мусор на одной площадке, поскольку их зоны ответственности четко разделены. Такая вот непрямая конкуренция при наличии публичности, у граждан есть возможность сравнивать положение дел у себя и у соседей и принимать решения.

Региональный оператор же просто является координатором в сфере ТКО между заказчиками, перевозчиками и полигонами. Обычно у него нет собственных полигонов или машин, и все операции выполняются подрядчиками. При грамотной настройке системы возможно использование эскроу-счетов, что исключает риск нецелевого расходования собранных средств. С современными технологиями есть возможность отслеживать процесс - мусор вывез, и деньги поступили. Это можно сравнить с работой курьеров: выполнили доставку - получили оплату.

Недавно ФАС рассмотрела вопрос о монопольно высокой цене на школьные учебники издательства "Просвещение". Результатом стало решение о взыскании с него в бюджет необоснованно полученную сумму в 2 млрд рублей. Но ведь за учебники платили родители. Миллионы этих людей компенсаций не получат?

Леонид Пак: В рамках антимонопольного законодательства существуют три вида ответственности: уголовная, административная и гражданская. Гражданская ответственность, хотя и встречается в нашей стране довольно редко, позволяет людям самостоятельно или коллективно обращаться к нарушителям, а затем в суд с целью получения компенсации. Теоретически каждый гражданин, приобретавший эти учебники, имеет право требовать возврат излишне потраченных средств. Увидим, подешевеют ли учебники после произошедшего, ближе к 1 сентября. Однако даже если цены немного снизятся, можно считать, что результат уже достигнут.