Особенно обострилась ситуация в конце февраля, когда в республике ударили морозы и выпал снег. Тысячи людей напрасно дожидались транспорта на остановках, а цены на такси взлетели в несколько раз. В один из таких дней корреспондент "РГ" посмотрел в приложении, сколько будет стоить поездка на такси до центра города. Если в обычные дни она обходилась в 200 рублей, то в этот раз цена взлетела до 700.
В отчетах же чиновников ситуация выглядит более благополучно. Пассажироперевозки в Дагестане растут на 20 процентов ежегодно, в республике утверждена концепция развития общественного транспорта до 2030 года. Об этом говорили на республиканской конференции, посвященной этой теме, которая прошла в Махачкале на исходе зимы.
Как рассказал вице-премьер правительства Дагестана Ризван Газимагомедов, в пассажирских перевозках задействовано около трех тысяч автобусов малого, среднего и большого класса, а также троллейбусы. В конце прошлого года республика по нацпроекту "Безопасные качественные дороги" получила 45 автобусов, они станут обслуживать пять магистральных маршрутов Махачкалы.
Отдельно обсуждалась проблема нехватки автобусов на маршруте Махачкала - Каспийск. Из Каспийска, находящегося в 15 километрах от столицы Дагестана, ежедневно тысячи людей ездят в Махачкалу и обратно на работу и учебу. Вернуться домой вечером - это порой настоящий квест. Отправляющийся с редким интервалом транспорт приходится брать штурмом.
О решении этой проблемы рассказал заместитель министра транспорта республики Магомед Тагиров. Он сообщил об объединении двух предприятий, подведомственных министерству, - "Каспийского АТП" и "Махачкалинской автоколонны N 1736". На их основе создано новое - "Дагестанавтотранс".
- На укрепления его материально-технической базы в 2025 году выделено 180 миллионов рублей. Эти средства частично пойдут на покупку автобусов среднего класса, которые планируют направить на обслуживание маршрута Махачкала - Каспийск, - пообещал чиновник.
На конференции также было объявлено о реализации в регионе проекта "Зеленый цифровой коридор пассажира". Название громкое, вот только речь в нем идет об услугах, которые давно доступны пассажирам многих других регионов страны - это безналичный расчет, видеонаблюдение в салоне, оборудование транспорта системой "Глонасс", чтобы пассажиры на остановках могли следить за передвижением автобусов.
К слову, на некоторых маршрутах Махачкалы уже давно можно оплачивать проезд банковской картой. А что даст отслеживание автобуса в интернете, если, к примеру, водитель сойдет с маршрута и поедет домой обедать, как это часто бывает? Учли ли такие ситуации разработчики "Зеленого коридора"?
Свое видение развития общественного транспорта изложил мэр Махачкалы Юсуп Умавов. Он сообщил, что в 2023-2024 годах благодаря федеральному проекту для города приобрели 64 низкопольных автобуса большого класса и 28 - среднего класса. Ежегодно администрация муниципалитета выделяет около 400 миллионов рублей из местного бюджета на компенсацию выпадающих доходов перевозчиков. В нынешнем году подана заявка на приобретение 97 машин в рамках федерального проекта "Развитие общественного транспорта".
- Пассажирские перевозки в Махачкале осуществляются по маршрутным сетям, сформированным более 20 лет назад, они не соответствуют современным требованиям. В повестку предстоящей сессии Городского собрания депутатов включен вопрос о выделении средств на разработку документов транспортного территориального планирования. Маршрутная сеть будет сформирована на основе магистральных линий с отказом от дублирующих маршрутов и внедрением мультимодальной пересадочной модели, что позволит повысить качество обслуживания пассажиров. Предусмотрено введение выделенных полос, - заявил Умавов.
Но общественность пока со скепсисом отнеслась к обещаниям чиновников. Руководитель аппарата Общественной палаты Дагестана Ислам Магомедов по итогам конференции опубликовал на своей странице в соцсети такой пост: "В республике остановки не могут обустроить, наносят дорожную разметку с нарушением ГОСТа даже в центре города. Цены на проезд в общественном транспорте подняли, а качество услуг не повысили. Летом все теснятся как селедки в бочке. Про осень и зиму вообще молчу. Пусть депутаты и министры лично покатаются на общественном транспорте, публично выскажут мнение о стоимости перевозок, тарифах на такси и качестве предоставляемых услуг, а не приводят сухую статистику о количестве маршрутов".
А хитом соцсетей, отражающим реальное положение дел, стал пост дагестанского журналиста: "40 минут ждал маршрутку, чтобы уехать домой после конференции по развитию общественного транспорта".