На мой взгляд, главная беда заключается в том, что реставрацию исторических зданий видят чем-то вторичным по отношению к новому строительству. На нее выделяют несопоставимо меньше средств, и многие чиновники и бизнесмены воспринимают памятники как обузу. А это ценные объекты недвижимости. Они должны и могут использоваться, причем в самых обычных целях: как жилые дома, гостиницы, офисы... У всех на слуху редкие счастливые истории, когда в доме-памятнике делают музей или культурный центр. Но это не универсальное решение. На все памятники музеев не хватит.
В стране обновляется очень много жилья и социальных объектов. При этом реставрация чаще всего не считается приоритетом. Обычно использование дома-памятника прекращается, его обитатели съезжают, здание пустеет. И только тогда власти начинают думать: а что с ним делать дальше? Даже если решение удается найти, это всегда занимает годы, за которые состояние памятника ухудшается, и реставрация обходится дороже.
Свежий пример - дом купца Каялина в Сясьстрое, печальная судьба которого возмутила председателя СКР Александра Бастрыкина. Детский санаторий покинул это здание, его забросили. Через некоторое время случился сильный пожар, дом остался без крыши и перекрытий. После этого чиновники выставили аварийный памятник на продажу, но даже за скромную сумму покупателей нет. При этом государство тратит на благоустройство и обновление Сясьстроя огромные средства, малой части которых с лихвой хватило бы на реставрацию дома Каялина.
Другой пример - в 2020 году отделение полиции съехало из дома-памятника в Новой Ладоге, где в годы войны жил командующий Ладожской флотилией адмирал Чероков. Дом требовал ремонта, но аварийным не был. Однако вместо приведения его в порядок для отделения построили новое модульное здание - мягко говоря, не украсившее город. А памятнику нужно придумывать новое использование, искать инвестора.
Положительные примеры тоже есть, но их пока немного. Образец правильного подхода - решение губернатора Ленинградской области Александра Дрозденко не строить новые здания для правительственных комитетов в Гатчине, а отреставрировать под эти нужды аварийные старинные дома, в том числе деревянные. Если какому-то учреждению нужно помещение, первым делом нужно искать подходящий исторический объект.
Другая проблема - восстанавливать памятник намного затратнее и сложнее, чем просто дом. Эти затраты никто не компенсирует. Если памятник небольшой, а собственник небогат, это может стать непреодолимым препятствием. Некоторые чиновники полагают, что государству надо взять подготовку документации на себя и выдавать владельцам таких зданий уже готовый "букварь". Но пока это лишь мнение отдельных неравнодушных людей.