Расследование "спрута" началось два года назад - "РГ" писала о нем в материале "Проводили торги по кустам". Антимонопольщики заподозрили челябинский комитет по делам образования и его старожила - руководителя Светлану Портье в сговоре с подведомственным АО "Уральский комбинат питания". По версии УФАС, государственная и частная структура, единственным учредителем которой является мэрия, объединила усилия, чтобы вынуть из бюджета без малого два миллиарда рублей.
Удивительным образом комбинат получил контракт на организацию питания в доброй половине школ Челябинска, причем сразу на три года, чего раньше не бывало. Директора школ пояснили, что ко всему прочему "наверху" зачем-то приняли решение проводить аукционы "по кустам" из нескольких расположенных рядом учебных заведений - без учета различий в графиках их работы, предпочтений в меню и наличия льготных категорий детей. Указания о том, кому и с кем кооперироваться, директорам отдавали через МКУ "Центр обеспечения деятельности образовательных организаций города Челябинска" - еще одну структуру мэрии.
- У школ не было необходимости заключать настолько долгосрочные контракты, да еще и группами по пять-шесть учреждений. Это не только лишило директоров самостоятельности, но и привело к завышению начальной цены разыгрываемых лотов и, как следствие, размеру обеспечения заявок. Таким образом, искусственно ограничивался круг потенциальных участников торгов, - пояснили в челябинском УФАС. - Достаточно заметить, что на обеспечение обедами 106 челябинских школ в итоге провели всего 18 конкурсов.
Отсеять мелких поставщиков в пользу своего, по мнению антимонопольщиков, позволило и дополнительное требование к участникам закупки. При укрупнении лота до цены в полмиллиона рублей, по закону о контрактной системе, они должны были доказать, что уже имеют опыт оказания аналогичных услуг в последние три года. Причем стоимость предыдущего контракта при этом должна была быть не ниже 20 процентов от цены разыгрываемого лота.
Обслуживание самого большого "куста" (168 миллионов 588 тысяч рублей) требовало выполнения предыдущего контракта минимум на 32 миллиона 717 тысяч рублей. И по странному стечению обстоятельств такой контракт (33 миллиона 917 тысяч рублей) нашелся только у победителя.
Но и это не все: начальную цену контракта в мэрии, как выяснилось, сформировали на основе коммерческих предложений победителя закупки и еще трех челябинских компаний - "ТрансХолод", "Детское питание - ДОП" и "Комбинат питания". Как выяснила прокуратура, их бенефициары являются членами совета директоров того же "Уральского комбината питания", который впоследствии передал им часть "бюджетного пирога" по 22 договорам субподряда. Логично было бы предположить, что "Уральский комбинат питания" просто поделился контрактами с сотоварищами из-за невозможности проглотить слишком большой кусок. Но в прокуратуре пришли к выводу, что целью грандиозного замысла был увод казенных денег.
"Уральский комбинат питания" по соглашению с мэрией обязан был вкладывать прибыль в ремонт и переоснащение школьных столовых. Субподрядчики таких обязательств не имели. Поэтому деньги перекочевали от государственного заказчика к подконтрольному акционерному обществу, а оттуда в частные и неконтролируемые аффилированные фирмы.
- Прокуратура потребовала взыскать с "субподрядчиков" полную стоимость исполненных контрактов, признав их недействительными. В итоге "Комбинату питания" предъявлен счет на 18 миллионов, компании "Детское питание - ДОП" - на 48,6, а "ТрансХолоду" - на 45,4 миллиона рублей, - пояснила старший помощник прокурора Челябинской области Наталья Мамаева.
Ранее по решению УФАС победившему в торгах "Уральскому комбинату питания" уже назначили оборотный штраф за сговор на сумму 3,5 миллиона рублей. Однако это решение еще обжалуется, и наказания, по сути, так никто и не понес.
В конце прошлого года в Челябинске выявили новый сговор среди поставщиков школьных обедов: в нем приняли участие уже известные компании, но их стало гораздо больше - под подозрение попали сразу семь хозяйствующих субъектов во главе с тем же "Уральским комбинатом питания". Признаки нарушений установлены при проведении 21 закупки на общую сумму более 81 миллиона рублей.