Ректор МГИМО Анатолий Торкунов: Вуз сознательно идет в развитии своих программ за драйверами российской экономики

Вузы готовы работать на научно-технологическое лидерство страны
Система образования России стоит на пороге кардинальных изменений. Прошли слушания в палатах Федерального Собрания, стратегические сессии с ректорами вузов по новой модели высшего образования.
Анатолий Торкунов: Университет применяет международный подход к подготовке специалистов.
Анатолий Торкунов: Университет применяет международный подход к подготовке специалистов. / Пресс-служба МГИМО

Ключевые отличия новой модели от существующей обозначил министр науки и высшего образования Валерий Фальков. Прежде всего, это уход от бакалавриата - по многим направлениям он так и не стал самодостаточным образованием, которое признают работодатели. Предлагается введение единого уровня - высшее образование. Такая модель обеспечит подготовку полноценных специалистов в "один такт". Для большинства ключевых специальностей предполагается срок обучения в пределах пяти лет, а более короткие, четырехлетние, программы вполне адекватны для сферы туризма и индустрии гостеприимства или для ИТ, где значим элемент скорости выхода на рынок и обучения в процессе работы.

Магистратура будет уровнем получения специализированных знаний для тех, кто имеет практический опыт и намерен "укорениться" в сложной специальности или науке. Отдельным вариантом станет управленческая магистратура, которая в определенной степени смыкается с МВА (магистратура делового администрирования. - Прим. ред.). Стартует общественное обсуждение проекта соответствующих изменений в закон об образовании.

По поручению президента Российской Федерации идет подготовка Стратегии развития образования до 2040 года. Вице-премьер Дмитрий Чернышенко отметил, что "в системе образования задействовано огромное количество разных участников и Стратегия закрепит единые принципы и подходы к образовательному процессу, станет его главным ориентиром".

Сущностная часть реформирования образования направлена на обеспечение научно-технологического развития страны, которое закреплено в Стратегии, принятой год назад и получившей свое развитие в последние месяцы. Продолжается работа над паспортами национальных проектов технологического лидерства. Некоторые из них масштабны по охвату, а какие-то более сфокусированные - "Биоэкономика" и "Беспилотные авиационные системы", "Технологическое обеспечение продовольственной безопасности" и "Развитие многоспутниковой орбитальной группировки" и др. Важнейший инструментарий поддержки российских университетов - программа "Приоритет-2030", которая стала привычной для лучших вузов страны, в том числе и для МГИМО, - кардинально меняет свою направленность. "Приоритет" перестает быть просто сферой "академического лидерства", главной задачей позиционируется лидерство технологическое. Инженерным, естественно-научным вузам - задача ясна. Что же делать социально-экономическим университетам? Сознательно отойти на второй план, уйти на периферию образовательной системы? МГИМО себе дал ответ, что делать. Содействовать технологическому развитию путем подготовки кадров, обеспечивающих управление, финансово-экономическую эффективность, юридическое сопровождение высокотехнологичных проектов, в том числе имеющих международную компоненту или ориентированных на трансграничный трансфер технологий. Это можно сделать за счет "погружения" будущих экономистов, юристов, управленцев в предметное поле современных высокотехнологичных отраслей и перспективных сфер технологического развития. Для этого могут быть использованы сетевые образовательные программы и консорциумы МГИМО с техническими вузами.

Ключевым критерием участия социально-экономических вузов в программе "Приоритет-2030" в ее новом формате является высокая технологичность образовательного процесса, которая может быть достигнута с помощью современных цифровых решений, создания инфраструктуры практик и стажировок в лидирующих компаниях перспективного технологического сегмента.

В текущих условиях определить миссию социально-экономического вуза многим сложно. Миссия МГИМО заключается в подготовке лидеров и профессионалов высокого уровня в области международной деятельности (что шире, чем внешняя политика и дипломатия), обеспечивающих глобальную конкурентоспособность России. Основной ценностью МГИМО является международный подход к подготовке специалистов в университете. Он не ограничивается лингвистической компонентой и включает в себя сравнительный подход при изучении любой дисциплины. Мы можем сразу погрузить студента не только в российские реалии экономики или юриспруденции, но дать ему сравнение с зарубежным опытом и практикой.

Широта профессионального горизонта мгимовца обеспечивает возможность работы на разных географических направлениях, а адаптивность дает возможность справляться с кардинальной сменой задач и условий работы.

Миссия МГИМО заключается в подготовке лидеров и профессионалов высокого уровня

"Международность" МГИМО призвана обеспечивать технологическое лидерство страны - посредством трансфера лучших практик, продвижения на внешних рынках, заимствования недостающих технологий или их компонентов. МГИМО сознательно идет в развитии своих программ за драйверами российской экономики. Так, в 1990-е годы энергетика однозначно была лидером национального развития, залогом выживания страны - в МГИМО появился Международный институт энергетической политики и дипломатии. Сегодня почти все крупные энергетические и энерготранспортные компании ("Роснефть", "Транснефть", Газпромбанк) готовят экономистов, финансистов, управленцев, юристов на базе МГИМО. Рост промышленного производства, развитие машиностроения привели к тому, что два десятилетия назад в МГИМО были созданы кафедра и магистратура Госкорпорации "Ростех". Подъем аграрного сектора, увеличение экспорта отечественной сельхозпродукции дали импульс появлению магистратуры по мировым аграрным рынкам, а сейчас и бакалавриата. Проект реализуется в тесном сотрудничестве с ведущими аграрными университетами - Кубанским и Ставропольским ГАУ, флагманами российского агробизнеса под патронажем министерства сельского хозяйства.

Надо отдать должное министру сельского хозяйства России Оксане Лут - разворот аграрных вузов к задачам технологического лидерства очевиден. МГИМО перестраивает и свои аграрные программы - мы гораздо больше внимания будем уделять анализу стратегий агротехнологического развития. Очевидно, будем работать в консорциуме с профильными вузами.

В новый цикл "Приоритета" МГИМО входит и с собственными технологическими проектами. Нам удалось создать полноценную аппаратную базу для нейролингвистических и нейромаркетинговых исследований, созданы заделы для геоинформационных и системно-аналитических платформ в интересах международных исследований, прикладных задач отдельных сфер - международных транспортных операций, территориального развития и туризма, экологической экспертизы.

Сферой приложения усилий университета является регуляторика искусственного интеллекта, применение технологий ИИ в медиа и маркетинге. Полностью раскрыть международные компетенции университет может через проблематику климатической повестки, которая гораздо шире вопроса участия отдельных стран в Парижском соглашении.

Развивается направление цифровых исследований - в интересах МИД работает совместная с Институтом системного программирования РАН профильная лаборатория. В октябре 2025 года уже в четвертый раз в МГИМО пройдет флагманская конференция "Цифровые международные отношения". Более двух тысяч студентов, которые изначально считались "гуманитариями", прошли через обучение в Школе программирования Сбера, а теперь университет создал со Школой совместную магистратуру "Управление цифровыми продуктами на мировых рынках".

Портфель проектов МГИМО определяется заказом, идущим не только от государства, но и от корпоративного сектора. Университетам важно научиться раскрывать бизнесу свое прикладное значение в реализации стратегических задач, которые ставит государство.