Антон Игоревич, юристы фиксируют факт: Международный уголовный суд прославился своей стойкой предвзятостью. Можно ли ее как-то преодолеть? Нужно ли преодолевать?
Антон Немкин: Международный уголовный суд (МУС) часто подвергается критике за предвзятость и политическую ангажированность. Многие примеры его деятельности показывают, что он в большей степени направлен на преследование стран, не входящих в западный блок. Это вызывает сомнения в объективности суда и ставит под вопрос его независимость от влияния крупных геополитических игроков. Такая ситуация подрывает доверие к международному правосудию в целом.
Для преодоления предвзятости необходимо реформировать саму структуру и принципы работы МУС, обеспечив равноправное представительство всех регионов мира и реальную независимость судей. Однако вопрос о необходимости таких изменений остается спорным. Возможно, лучшим выходом станет укрепление национальных правовых систем и создание альтернативных международных механизмов, способных обеспечить справедливость без политического давления.
Как защищать интересы нашей страны на международном уровне? Есть ли объективные и обладающие весом международные инстанции? Можно ли (нужно ли) создавать такие инстанции, как это сделать?
Антон Немкин: Защита интересов России на международной арене требует активной дипломатии, использования правовых механизмов и информационного противодействия. Важно привлекать к обсуждению вопросов международного права авторитетных экспертов, развивать сотрудничество с государствами, разделяющими нашу позицию, и использовать возможности многосторонней дипломатии. Объективных и полностью независимых международных инстанций сегодня практически не существует. Поэтому необходимо ставить вопрос о создании новых международных правовых механизмов, которые будут учитывать современные реалии многополярного мира.
Извините, мы обязаны задать вам провокационный вопрос: не был ли ошибкой выход из ЕСПЧ?
Антон Немкин: Выход России из юрисдикции Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ) не был ошибкой. Это решение стало логичным ответом на явную политизированность многих вердиктов, вынесенных против нашей страны. ЕСПЧ зачастую принимал решения, которые противоречили национальным интересам и не учитывали правовых реалий России, что вызывало справедливое возмущение в обществе.
Кроме того, национальная правовая система России достаточно развита, чтобы самостоятельно защищать права граждан. Выход из-под юрисдикции ЕСПЧ укрепляет суверенитет судебной системы и исключает внешнее влияние на внутренние правовые процессы. И позволяет принимать решения, которые действительно соответствуют интересам страны и ее граждан.
Россия не признает МУС. Может ли он с нами что-то сделать?
Антон Немкин: Россия не признает юрисдикцию Международного уголовного суда (МУС), а значит, его решения не имеют юридической силы на нашей территории. Это соответствует нормам международного права, так как государство вправе выбирать, какие международные соглашения ратифицировать и выполнять. Тем не менее МУС может попытаться оказывать политическое давление, используя свои решения в информационной войне. Также возможны ограничения на передвижение определенных лиц в странах, признающих юрисдикцию МУС. Однако Россия располагает необходимыми ресурсами для защиты своих граждан и должностных лиц от подобных попыток давления, в том числе через двусторонние договоренности с союзными странами.
Боевиков Украины, совершающих военные преступления, следует судить нашими судами или надо создавать для этого международные инстанции?
Антон Немкин: Судить боевиков, совершивших военные преступления, необходимо в соответствии с нормами международного гуманитарного права. Российская правовая система обладает всеми необходимыми инструментами для проведения справедливых судебных процессов, поэтому привлечение к ответственности возможно в рамках национальных судов. Это обеспечит оперативность и эффективность правосудия, а также будет соответствовать принципу территориальной юрисдикции.
В то же время создание международных инстанций могло бы усилить легитимность судебных решений в глазах мировой общественности. Однако такие структуры должны быть независимыми и непредвзятыми, что в современных геополитических условиях трудно гарантировать. Оптимальным вариантом может стать гибридная модель, в которой будут участвовать представители нескольких стран, заинтересованных в объективном расследовании и справедливом наказании преступников.