Сколько лет нужно будет учиться в российских вузах

Министр науки и высшего образования Валерий Фальков заявил, что в ближайшее время начнется общественное обсуждение проекта изменений в Федеральный закон "Об образовании в РФ" в части новой модели высшего образования. Речь о переходе от бакалавриата к специалитету. Все вузы должны перейти на новую модель уже в 2026 году.
Короткие программы обучения в вузах составят четыре года. Их планируется ввести для туризма и сферы гостеприимства.
Короткие программы обучения в вузах составят четыре года. Их планируется ввести для туризма и сферы гостеприимства. / РИА Новости

"По многим направлениям бакалавриат так и не стал самодостаточным образованием, которое понимают и признают работодатели, - отметил Фальков. - В бакалавриате не предусмотрена конкретная специализация, и в результате студентам приходится массово доучиваться в магистратуре".

Министр подчеркнул, что никакое технологическое лидерство невозможно, если система образования готовит тех, кто может лишь обслуживать завезенные технологии.

"Система образования должна отвечать приоритетам общества и государства, а не представлять собой слепое копирование чужого опыта", - добавил Валерий Фальков.

Он обозначил ключевые отличия новой модели высшего образования от существующей системы высшего образования.

Новая модель обеспечит подготовку полноценных специалистов. Например, это будет не просто "инженер", а квалифицированный "горный инженер", "учитель математики", "молекулярный биолог". Так, открывая диплом, работодатель сразу поймет, кто к нему пришел, с какой квалификацией.

Итак, как теперь будут учиться?

Для большинства ключевых специальностей - инженеров, врачей, учителей - срок обучения составит до 5 лет. Но будут и более короткие программы, например, для сферы туризма и индустрии гостеприимства. Для освоения особо сложных видов деятельности, например в фундаментальной инженерии, предусмотрены более длинные сроки.

Магистратура - для углубленных знаний. Этот уровень образования будет предназначен преимущественно для тех, у кого уже есть практический опыт работы по специальности.

Магистратура будет сосредоточена в вузах и различных научных институтах, где для этого есть соответствующие кадры и учебно-материальная база.

На промышленных предприятиях и в ведущих российских вузах будет создана производственная аспирантура. Пилотный проект запустят уже в 2025 году

Аспирантура - отдельный вид образования. Из третьей ступени высшего образования, как сейчас, аспирантура станет отдельным видом профобразования, нацеленным на подготовку ученых и исследователей. Главный критерий эффективности - успешная защита диссертации.

"Переход на новую систему - эволюционный процесс, связанный с совершенствованием системы. Среди принципов работы, которые будут заложены в новую модель, - усиление фундаментальных начал и качественная практикоориентированность", - отмечал раннее Валерий Фальков.

Напомним, указ о запуске реформы высшего образования президент РФ Владимир Путин подписал в мае 2023 года. Тогда же был запущен пилотный проект для обкатки новых подходов. Участниками "пилота" стали шесть ведущих университетов - МАИ, МИСИС, МПГУ, БФУ имени Канта, Санкт-Петербургский горный университет и Томский госуниверситет.

В Горном университете на новые уровни перевели все направления сразу в первый год. В ТГУ запущены несколько экспериментальных программ по предметным областям: химия, программная инженерия, прикладная механика, техническая физика, баллистика, менеджмент и другие. Важно, что практически на всех программах есть партнеры, которые принимают участие в разработке программ и берут студентов на практику, а затем планируют брать на работу выпускников.

В МАИ трансформировали программы в соответствии с прогнозами развития индустрии и сделали особый акцент на практическую составляющую. В учебные планы добавлены модули для углубленного изучения цифровых компетенций, перспективных технологий, вовлечения студентов в проектную и профессиональную деятельность. В этом учебном году все образовательные программы МАИ перевели в новый формат, вуз работает в тесном контакте с работодателями - индустриальными партнерами университета. В топе у абитуриентов программы "Авиастроение", "Самолето- и вертолетостроение", "Информатика и вычислительная техника", "Информационная безопасность телекоммуникационных систем", "Прикладная математика и информатика", "Фундаментальная информатика и информационные технологии".

В Университете МИСИС открыли набор на образовательные программы базового высшего образования по направлениям: "Электроника и наноэлектроника", "Электроэнергетика и электротехника", "Технологические машины и оборудование", "Материаловедение и технологии материалов" и "Металлургия". А также на программы специализированного высшего образования - "Информатика и вычислительная техника", "Управление качеством", "Менеджмент" и "Бизнес-информатика". Ведется дополнительный прием на программы специализированного высшего образования по направлениям "Металлургия" и "Технологические машины и оборудование".

6 вузов участвуют в пилотном проекте по переходу на новые уровни высшего образования

Почему именно они? В вузе пояснили, что ориентируются на те направления подготовки бакалавриата, по которым в университете сложились уникальные научные школы, отражающие отраслевую принадлежность. Ведь МИСИС более 100 лет готовит для страны металлургов, материаловедов, специалистов в области тяжелого машиностроения, энергетиков. Также важны запросы партнеров-работодателей.

По инициативе минобрнауки и при поддержке крупных промышленных предприятий и ведущих вузов в России будет создана производственная аспирантура. "Пилот" планируется запустить уже в 2025 году.

Производственная аспирантура - это форма партнерства и кооперации университета с конкретной компанией, направленная на повышение эффективности исследовательской деятельности, с одной стороны, и на решение конкретных задач предприятия, с другой. Основные характеристики производственной аспирантуры: основная тема исследования - актуальная прикладная задача конкретного предприятия, участие работодателя в создании образовательной программы аспирантуры и учебном процессе, представители компании примут участие во вступительных испытаниях, в приеме экзаменов по профилю и войдут в диссертационный совет. У каждого аспиранта будет два научных руководителя: преподаватель из вуза и научный консультант от предприятия. Кроме того, компании будут обеспечивать дополнительные материальные стимулы для аспирантов и их научных руководителей.