Как изменится ОГЭ в пяти регионах РФ

В этом году девятиклассников ряда регионов ждет нововведение. Стартует эксперимент по сокращению предметов на основном госэкзамене.
Сергей Куксин/ РГ

Соответствующий законопроект готовится ко второму чтению в Госдуме, его уже поддержал профильный комитет по просвещению. Причем депутаты предложили расширить географию эксперимента. Если в начальной версии было только пять регионов - Москва, Санкт-Петербург, Ростовская и Тюменская области, а также Республика Северная Осетия - Алания, то теперь к ним, возможно, присоединятся еще семь - Краснодарский край, Липецкая, Нижегородская и Саратовская области, Ямало-Ненецкий автономный округ, Камчатка и Кемерово (Кузбасс).

Документ нацелен на совершенствование системы приема в 10-й класс и в колледжи.

В чем суть? Девятиклассники, которые решат поступать в колледжи, вместо четырех предметов на ОГЭ будут сдавать только два: русский язык и математику. Для тех, кто идет в 10-й класс, все останется по-прежнему: два обязательных экзамена - русский и математика - и два по выбору.

Как сообщили в Рособрнадзоре, пилотный проект предоставляет регионам возможность решить проблему дефицита рабочих кадров, а выпускникам 9-х классов - получить профессию, востребованную на рынке труда региона.

"Участники "пилота", планирующие поступление в учреждения среднего профобразования, смогут получить аттестат при успешной сдаче только двух обязательных предметов, - уточнили в ведомстве. - К сентябрю проведем анализ результатов пилотного проекта, обсудим целесообразность продолжения эксперимента в 2026 году, возможные поправки или его прекращение".

В Рособрнадзоре подчеркнули, что готовы помочь регионам с переходом на два ОГЭ.

"Но именно субъект РФ должен принять решение о желании участвовать в пилотном проекте, опираясь на имеющиеся собственные возможности и потребности, - сообщили в ведомстве. - Схему проведения эксперимента каждый регион установит сам".

Пока единого мнения по новинке нет. Звучат голоса и за, и против.

Так, учитель математики Новосадовской школы "Территория успеха" в Белгородской области Юлия Симакова считает: нужно оставить все как есть.

Пилотный проект - это возможность для регионов решить проблему дефицита рабочих кадров

"Мы сейчас много говорим о том, что падает мотивация к учебе у школьников. Сократив предметы на ОГЭ до двух обязательных, мы, мне кажется, как раз усилим падение интереса к изучению других предметов, - комментирует педагог. - Более того, дети начнут их разделять на главные и второстепенные. Но в школе дети получают определенный багаж знаний. И когда мы начинаем делить эти знания на "надо" и "не надо", мне кажется, мы лишаем их интеллектуальной красоты знаний. Ведь не только математика и русский помогают человеку быть развитым".

А вот ее коллега Ксения Бирюлина, советник директора по воспитанию Лицея N 11 Ростова-на-Дону, считает, что инициатива снизит нагрузку и поможет детям сосредоточиться на основных предметах.

"Это особенно актуально, ведь многие ученики испытывают стресс из-за экзаменов. А такой подход может помочь усовершенствовать систему оценки и подготовки к экзаменам", - пояснила она. В целом эксперимент может стать интересным шагом к реформированию системы образования, но его результаты, безусловно, потребуют анализа".