Эксперимент для двенадцати: в ряде регионов девятиклассники будут сдавать два ОГЭ вместо четырех при поступлении в колледж

Госдума расширила эксперимент по сдаче ОГЭ
В 12 регионах страны упростят получение аттестата об основном общем образовании для школьников, планирующих поступать в техникумы и колледжи. В 2025 году им будет достаточно сдать два предмета - русский язык и математику - вместо нынешних обязательных четырех. Такой законопроект Госдума приняла во втором чтении. Третье чтение депутаты наметили на 18 марта.
Эрик Романенко/ТАСС

Если эксперимент будет успешным, такую практику распространят на всю страну. Председатель Госдумы Вячеслав Володин отметил, что все необходимые консультации с правительством проведены. Он назвал этот документ важным для развития среднего профессионального образования в России.

В ходе рассмотрения инициативы во втором чтении "география" пилотного проекта была расширена - с пяти регионов до 12-ти. В новой версии предусматривается, что эксперимент проводится до 31 декабря 2025 года в Москве и Санкт-Петербурге, в Кемеровской области (Кузбассе), в Липецкой, Нижегородской, Ростовской, Саратовской, Тюменской областях, в Камчатском и Краснодарском краях, в Республике Северная Осетия (Алания) и в Ямало-Ненецком автономном округе. Для пилотного проекта специально выбрали регионы с разным экономическим положением и особенностями - как объяснили в Госдуме, учитывалась готовность субъектов федерации к эксперименту и, конечно, их пожелания.

Итак, девятиклассники из этих регионов, которые решат поступать в колледжи, вместо обычных четырех предметов на основном госэкзамене (ОГЭ) будут сдавать только два: русский язык и математику. Для тех, кто идет в 10-й класс, все останется по-прежнему: два обязательных экзамена - русский и математика - и два по выбору. Таким образом, будущему выпускнику предстоит заранее обдумать свои образовательные перспективы - продолжить обучение в школе и поступать в вуз, либо после девятого класса пойти обучаться на рабочую специальность, объяснила председатель профильного Комитета по просвещению Ирина Белых (ЕР).

При этом девятиклассники, которые не набрали минимальных баллов для приема в 10-й класс, смогут поступить на "бюджет" в колледжи. Депутаты уточнили, что такие школьники получат преимущество при поступлении в них (конечно, именно в 12 тех регионах, где проводится эксперимент).

Девятиклассники, которые не набрали минимальных баллов для приема в 10-й класс, смогут поступить на "бюджет" в колледжи

Белых также обратила внимание на еще один момент: региональные власти пропишут минимальные баллы для получения оценки "удовлетворительно" по обязательным предметам. "То есть у региона появляется возможность снизить порог минимального балла, чтобы максимальное количество обучающихся могли получить аттестат об основном общем образовании", - объяснила она. Еще важно, что регион сможет установить отдельное количество бюджетных мест в колледжах и техникумах именно для местных ребят, то есть им будет дан приоритет при поступлении. Это, как отметила глава комитета, позволит мотивировать юных жителей региона "закрепиться" по месту обучения и станет профилактикой оттока специалистов.

Документ ранее поддержали в Рособрнадзоре: пилотный проект, по оценке ведомства, предоставляет регионам возможность решить проблему дефицита рабочих кадров, а выпускникам 9-х классов - получить профессию, востребованную на рынке труда региона. Задачу подготовить кадры по приоритетным для страны специальностям поставил президент РФ Владимир Путин 6 февраля на заседании Совета по науке и образованию.

"Наши дети, педагоги и родители хотят ясных целей и четких правил в образовании. Родители смогут не опасаться, что ребенок не получит профессии и своего ремесла в жизни, - заверила вице-спикер ГД Виктория Абрамченко. - Мы предлагаем решение: бесплатное получение востребованной в экономике рабочей профессии и гарантированное трудоустройство, и для этого нужна успешная сдача всего двух экзаменов".

Абрамченко обратила внимание на важность сохранения качества образования в каждом пилотном регионе. "Мы отрабатываем с региональными командами несколько направлений. Так, ребенок должен гарантированно трудоустроиться к работодателю в своем регионе. Еще одно направление - родители должны понимать, что ребенок сможет получить востребованную профессию бесплатно", - отметила зампред палаты.

Председатель Госдумы Вячеслав Володин попросил минпросвещения уже к 18 марта внести проекты нормативных документов, необходимых для реализации инициативы. По его словам, депутаты в рамках парламентского контроля собираются этот эксперимент сопровождать - в частности, важно проследить, чтобы не нарушались права детей.

Спикер подчеркнул, что в России необходимо сделать все для того, чтобы повысить качество образования, ведь без этого нет будущего. "И когда мы об этом говорим, роль среднего профессионального образования, начального профессионального образования огромна, потому что без этого невозможно развивать экономику, - уверен он. - А мы перестали заниматься этим. У нас поехали мигранты сюда, при этом говорим, как так? Вот поэтому у нас эти проблемы появились... Наконец-то мы с вами хотя бы сделаем сейчас, в 2025 году, то, что надо было делать еще в 90-е годы".

Правительство РФ в целом поддерживает инициативу, сообщил депутатам вице-премьер Дмитрий Чернышенко. Также, по его словам, поддерживается и идея приема в колледжи по месту жительства на дефицитные для регионов рабочие специальности. Он призвал регионы-участники выделить дополнительные бюджетные места в системе среднего профессионального образования.

Комментарий

Никита Чаплин, член Комитета ГД по бюджету и налогам (ЕР):

"Первое положительное следствие новшества - оно может существенно снизить психологическое давление на учеников, которые уже определились со своим профессиональным путем. Вместо того, чтобы тратить время и силы на подготовку к предметам, не связанным с их будущей специальностью, они смогут сконцентрироваться на профильных дисциплинах и более глубоком изучении тех областей, которые им действительно интересны и пригодятся в дальнейшем. Это, в свою очередь, может повысить мотивацию к обучению и улучшить общую успеваемость.

Во-вторых, упрощение процедуры сдачи экзаменов может сделать среднее профессиональное образование (СПО) более привлекательным для выпускников 9-х классов. Многие талантливые и способные ребята, возможно, не выбирают техникумы и колледжи из-за страха не справиться с большим количеством экзаменов. Снижение порога вхождения в систему СПО может привлечь большее количество абитуриентов и, как следствие, повысить качество подготовки специалистов среднего звена.

В-третьих, важно отметить экспериментальный характер этого нововведения. Апробация модели в отдельных регионах позволит оценить ее реальную эффективность и выявить возможные недостатки. Это даст возможность внести необходимые корректировки в законодательство, прежде чем распространять эту практику на всю страну. Такой подход позволит избежать возможных негативных последствий и обеспечить плавный переход к новой системе".