Искусственный интеллект активно проникает в бизнес-процессы компаний и в повседневную жизнь россиян. В дальнейших планах - ускорение этого процесса. В феврале 2024-го была утверждена обновленная Национальная стратегия развития искусственного интеллекта на период до 2030 года, предполагающая резкое увеличение масштабов применения этой технологии. К примеру, дополнительный прирост ВВП от массового внедрения ИИ в 2030 году должен составить 11,2 триллиона рублей накопленным итогом.
Для решения столь масштабных задач нужны кадры. Поэтому в стратегии прописана цель - к 2030-му увеличить количество выпускников вузов по специальности, связанной с искусственным интеллектом, до 15,5 тысячи человек в год по сравнению с 3 тысячами в 2022-м.
Программы обучения технологиям ИИ уже запущены во многих университетах и институтах страны. В прошлогодний рейтинг, подготовленный Альянсом в сфере искусственного интеллекта, вошли 207 вузов из 69 регионов страны.
Число российских студентов, изучающих искусственный интеллект, будет расти. В том числе за счет увеличения числа бюджетных мест.
В январе 2024 года президент России Владимир Путин поручил увеличить контрольные цифры приема на обучение за счет бюджета по специальностям и направлениям, связанным с разработкой технологий ИИ, в нескольких отечественных вузах - лидерах по качеству подготовки таких специалистов.
"В Передовой инженерной школе нашего ИТ-вуза с 2023 года на магистерской программе готовят специалистов в области машинного обучения и разработки систем, использующих анализ данных и ИИ-технологии, - сообщил "РГ" директор Университета Иннополис Искандер Бариев. - По плану до 2030 года наша ПИШ совместно с индустриальными партнерами подготовит 14 тысяч ИТ-специалистов".
При обучении студентов по ИИ-специальностям используется междисциплинарный подход - это сочетание математики, программирования, инженерии данных и применения ИИ в реальных задачах.
В Университете ИТМО действуют четыре программы бакалавриата и 14 программ магистратуры в сфере ИИ, на которых обучается более 1500 студентов, рассказал в беседе с "РГ" директор мегафакультета трансляционных информационных технологий ИТМО Александр Бухановский. Он пояснил, что подготовка идет по трем категориям специалистов: исследователи, разработчики и отраслевые потребители ИИ. При этом специалисты могут иметь различные профессиональные роли: архитектор ИИ, аналитик данных, руководитель проектов и так далее - всего 14 ролей.
Каждое из направлений обучения пользуется спросом. "Конечно, востребованы направления, связанные с разработкой и практическим внедрением систем ИИ - на них идут ребята, которые видят себя ИТ/ИИ-специалистами широкого профиля. И в то же время есть программы магистратуры с отраслевой спецификой, например "ИИ в промышленности", которые привлекают выпускников бакалавриата инженерных специальностей. За счет приобретения новых цифровых компетенций они повышают рыночную стоимость по своему базовому профилю", - рассказал Александр Бухановский.
Примечательно, что обучаться технологиям ИИ готовы не только технари, но и гуманитарии. "В нашем университете действует Цифровая кафедра, на которой подготовку в области технологий и средств ИИ проходят, в том числе, студенты других университетов, имеющие или получающие высшее медицинское или гуманитарное образование", - рассказал "РГ" директор Института искусственного интеллекта им. А.С. Попова СПбГЭТУ "ЛЭТИ" Антон Зарубин.
У университета есть 7 программ магистратуры и бакалавриата по направлениям искусственного интеллекта, включая применение ИИ в медицине и безопасность ИИ.
Важная роль в образовании отводится российским компаниям, использующим технологии ИИ. "Программы обучения становятся более ориентированными на запросы бизнеса, - рассказал "РГ" директор Института цифровых технологий Финансового университета при правительстве РФ Сергей Корчагин. - Многие вузы, в том числе и наш, открывают совместные лаборатории и образовательные программы с представителями бизнеса. Ведущие специалисты ИТ-подразделений компаний проводят занятия для студентов".
"Образовательные программы разработаны с учетом требований рынка труда, чтобы выпускники могли сразу включиться в работу, - подтверждает Искандер Бариев. - Наш ИТ-вуз сотрудничает с 400 ведущими российскими компаниями, что позволяет студентам проходить стажировки и трудоустраиваться в крупные организации сразу по окончании университета".
Уровень использования ИИ российскими компаниями повысился с 20 процентов в 2021 году до 43 процентов в 2024-м, следует из доклада, подготовленного Национальным центром развития искусственного интеллекта совместно с ВЦИОМ. Это приводит к тому, что и спрос на выпускников по специальности ИИ будет увеличиваться, полагает Антон Зарубин. Причем речь идет не только о разработчиках ПО и специалистах в области обработки и анализа данных, но и о компетентных заказчиках систем на базе технологий ИИ.
"Выпускники в сфере ИИ работают абсолютно во всех сферах, однако чаще всего предпочитают постцифровые области: финансы, ретейл, развлечения и др., в которых все данные собираются в цифровом виде и доступны для обучения моделей, - отмечает Александр Бухановский. - Однако конкуренцию им составляет и реальный сектор - крупные предприятия добывающей и обрабатывающей промышленности, которые уже прошли свою цифровую трансформацию".
"Анализ медицинских данных, разработка систем диагностики, улучшение городской инфраструктуры и безопасности, научные исследования - это также области, в которых работают выпускники ИИ-направлений", - добавляет Искандер Бариев.
Для дальнейшего увеличения числа специалистов в области ИИ важно продолжать увеличивать число бюджетных мест по ИТ-направлениям, чтобы сделать обучение доступнее, считает Сергей Корчагин. "Также необходимо развивать программы переподготовки для работников, которые хотят перейти в сферу ИИ. Такие курсы помогут специалистам из смежных областей освоить навыки в области ИИ и внедрить их в свою работу", - говорит эксперт.