В реальном секторе на одного молодого специалиста-исследователя приходится 3-4 вакансии

Вручая молодым ученым премии 2024 года в области науки и инноваций, президент страны Владимир Путин обратился к новому поколению исследователей с такими словами: "России нужны ваши и ваших коллег открытия, изобретения, реальный научный вклад в достижение национальных целей развития". И отметил, что им предстоит решать огромные, вдохновляющие и поистине исторические по своему масштабу задачи.
Алексей Сухоруков / РИА Новости

Действительно, внедрение новых технологий, цифровизация производств, достижение технологического суверенитета невозможно представить без новых знаний и умений, которые осваивает и привносит в реальное производство молодежь.

Многие студенты параллельно с получением образования ведут научные исследования, создают проекты, нацеленные на решение конкретных производственных задач. Так, в Университете науки и технологий МИСИС исследовательской деятельностью занимаются около 60 процентов студентов и аспирантов. До 10 процентов выпускников поступают затем в аспирантуру, продолжая научную работу. Выпускники ведут перспективные исследования в крупнейших научно-образовательных центрах страны и мира - "Росатом", "Роскосмос", НИЦ "Курчатовский институт", ЦНИИчермет им. Бардина и др., а также занимают высокооплачиваемые позиции в ведущих компаниях: Металлоинвест, НЛМК, "Норникель", ФосАгро, "Северсталь", ОМК и др. Сейчас на одного молодого специалиста приходится 3-4 вакансии реального сектора экономики, сообщили "РГ" в университете. Особенно требуются выпускники в области исследований искусственного интеллекта, кибербезопасности и конфиденциальности данных, машинного обучения, материаловедения и разработки новых материалов, биомедицинских технологий, микроэлектроники и т.д.

- Новые образовательные программы позволяют формировать навыки исследовательской работы уже с первого курса, - поясняет директор департамента трансформации образования Сеченовского университета Дмитрий Морозов. - Студенты участвуют в реальных исследовательских проектах. Лучшие из них получают финансирование по итогам конкурса. 90 процентов выпускников продолжают карьерную траекторию в ведущих клиниках, научных центрах, фармацевтических и биотехнологических компаниях, а также в сфере маркетинга.

Научные компетенции в период учебы получают и выпускники региональных вузов.

- Сегодня 30 процентов наших студентов вовлечено в работу научных кружков и обществ. Уже на первом курсе у них есть возможность провести свои первые, уникальные исследования, - рассказал "РГ" ректор Рязанского государственного агротехнологического университета им. П.А. Костычева, д.т.н., профессор Александр Шемякин. - Научная деятельность позволяет не только получать глубокие знания, развивать критическое мышление, формирует навыки работы в команде, но и становится основой для будущей карьеры. Такие выпускники более мобильны в выборе места работы и понимают свои возможности, что добавляет им авторитета на рынке труда.

- В производственной сфере высоко востребованы навыки проведения исследований, - рассказал "РГ" проректор по научной работе и цифровой трансформации Сибирского государственного университета телекоммуникаций и информатики (СибГУТИ) Александр Ефимов. - Навыки, полученные в рамках научно-исследовательской деятельности, включая анализ данных, разработку моделей и проектирование сложных систем, способствуют их быстрой адаптации к требованиям работодателей. Даже курсовые и дипломные работы ориентированы на решение актуальных производственных задач, что позволяет студентам видеть реальное применение своих разработок на практике. Гарантированное трудоустройство и заработная плата, вдвое превышающая средние показатели по стране, становятся реальностью благодаря тесной интеграции учебного процесса с реальными потребностями отрасли и приобретенному в процессе обучения практическому опыту.

- Мы определяем три карьерных трека студентов: исследовательский, производственный и предпринимательский, - дополняет руководитель Центра карьеры СибГУТИ Кристина Волкова. - Исследовательский - наиболее универсальный, он открывает двери не только в мир науки, но и позволяет запустить технологический стартап или построить успешную карьеру внутри высокотехнологичных компаний. Эти компетенции выпускников востребованы предприятиями реального сектора, особенно в условиях курса на импортозамещение. Примеры предлагаемых им вакансий: инженер-исследователь, аналитик данных, специалист по машинному обучению, инженер по тестированию, инженер по патентной работе, руководитель проектов.

Навыки, полученные в рамках научно-исследовательской деятельности, способствуют быстрой адаптации к требованиям работодателей

Без участия бизнеса коммерциализация результатов научных проектов молодых ученых остается большой проблемой, хотя они нередко обещают большой экономический эффект. Поэтому, считают эксперты, необходимо увеличивать количество специализированных центров, занимающихся коммерциализацией результатов научных исследований. Не менее важно внедрять в вузах и научных центрах систематическую практику экспертной оценки экономического потенциала новых разработок. И одновременно с развитием научно-исследовательских компетенций давать молодым ученым знания и навыки в сфере коммерциализации, создавать эффективные системы мотивации у студентов и аспирантов к внедренческой деятельности. Именно поэтому правительство РФ значительно расширяет возможности финансовой поддержки инновационных проектов и их коммерциализации.

Так, в сентябре 2024 года Минобрнауки РФ отменило лимиты на научные гранты в рамках Национальной технологической инициативы. Если раньше грант не мог превышать 400 миллионов рублей, то теперь он может достигать 3,5 миллиарда рублей.

В тему

Осенью 2025 года в Архангельске на базе круглогодичного молодежного образовательного центра Росмолодежи "Наука" пройдет очередной Всероссийский форум молодых ученых "Полюс". Он является площадкой для научных дискуссий и разработки инновационных проектов по освоению Арктики. В 2024 году в нем приняли участие больше 200 молодых людей от 14 до 35 лет, занимающихся научными исследованиями. Пять проектов, победивших в конкурсе Росмолодежь. Гранты, получили финансовую поддержку на общую сумму более 3 миллионов рублей.