"До 12 марта 2025 года тарифные органы субъектов РФ должны направить в ведомство информацию о пересмотренных диапазонах потребления для негазифицированных домов с электроотоплением с применением повышающего сезонного коэффициента до 1,8", - сообщили "Российской газете" в ФАС.
С 2025 года в России работают дифференцированные по объему потребления тарифы на электроэнергию. Первый диапазон (льготный) - от 0 до 3900 кВт/ч в месяц. С учетом коэффициента объем потребления по этой цене может увеличиться до 7020 кВт/ч в месяц. Второй диапазон (расширенный) - от 3901 до 6000 кВт/ч в месяц, который с коэффициентом может вырасти до 10 800 кВт/ч в месяц. Есть еще третий диапазон (коммерческий) - от 6001 кВт/ч в месяц и выше, но к нему сезонный коэффициент не применяется, в этом нет никакого смысла.
Цена электроэнергии устанавливается в каждом регионе своя, и, соответственно, она вырастает в зависимости от диапазона потребления. Также именно регион будет определять размер коэффициента, 1,8 - это его предельный уровень, он может быть установлен и ниже. В правилах есть оговорка: первый диапазон потребления должен отвечать условию - не более 0,65 от максимального значения второго диапазона. Это означает, что пропорция между первым и вторым диапазонами не может уменьшиться, то есть нельзя расширить льготный диапазон, не затронув расширенный.
Необходимость применять сезонный коэффициент возникла из-за жалоб в начале этого года жителей частных домов, отапливаемых электричеством, которые получили платежки за январь с суммами иногда в несколько раз больше, чем ранее. Как отмечает ведущий ТГ-канала Energy Today Андрей Романчук, правительство оперативно отреагировало на сигналы из регионов и внесло изменения в нормы (уже 21 февраля), а также обязало пересчитать тарифы за предыдущий период (с 1 января 2025 года). Эксперт уверен, что при выявлении системного роста платы добросовестных потребителей за электроэнергию в летний период, нормативы и условия их применения могут быть также скорректированы.
Здесь, правда, возникает резонный вопрос, как возникла такая ситуация, что в новую схему оплаты за электричество пришлось вносить коррективы через неполных два месяца ее работы. И это при том, что она до этого находилась в режиме тестирования. Но дело не в недоработке, а в необходимости тонкой настройки механизма дифференцированных тарифов, считают эксперты.
По словам директора Центра исследований в электроэнергетике ИЭиРИО НИУ ВШЭ Сергея Сасима, целью введения дифференциации тарифов для населения были сокращение перекрестного субсидирования (в том случае, когда промышленные потребители компенсируют низкие тарифы на электроэнергию населения) и снижение экономической привлекательности бытового майнинга. Для успеха в указанном направлении требуется минимизировать объем электропотребления, оплачиваемого по субсидируемым тарифам, то есть минимизация первого диапазона потребления. Согласно статистическим данным, электропотребление домовладения в среднем составляет около 2500 кВт/ч в год, или 206 кВт/ч в месяц.
Старший аналитик по электроэнергетике "Эйлер Аналитические Технологии" Евгения Франке замечает, что внедрение дифференцированных тарифов на электроэнергию с января 2025 года является целесообразным и эффективным инструментом для борьбы с локальными энергодефицитами.
По мнению Романчука, установленный сезонный коэффициент 1,8 к первому и второму диапазону потребления вполне достаточен и не должен привести к росту расходов для населения. Безусловно, могут быть исключения, уточняет эксперт. К примеру, при площади дома более 300 квадратных метров, наличии бассейнов, постоянного нагрева электропечами саун и прочего.
В Сети можно найти оценку расхода электроэнергии для отопления домов разного типа. К примеру, дому площадью 100 кв. метров на пике потребления (зимой) потребуется 240 кВт в сутки. То есть 7200 кВт в месяц. Впрочем, дом в 80-100 кв. метров - хорошая постройка на садовом участке, но не просторное жилье для семьи из 4-5 человек. Чаще сейчас строятся дома 120-180 кв. метров. Видимо, отсюда и случился перерасход. Сейчас основной вопрос, насколько эффективно рассчитают регионы для своих жителей применяемый коэффициент.
По словам Франке, разработка более детальной методики тарифообразования для потребителей (населения) целесообразна как с точки зрения пресечения злоупотреблений субсидиями, так и устранения барьеров для повышения энергоэффективности.
Энергоэффективность упоминается не случайно. Именно она может оказаться причиной перерасхода электроэнергии, когда дома не удерживают вырабатываемое внутри тепло и фактически "греют улицу".
Романчук замечает, что известны случаи строительства домов самого низкого класса энергоэффективности, эксплуатируемых за счет перетопа - избыточного отопления из-за высоких потерь вырабатываемого тепла. Эксперт уточняет, что инициатива о запрете строительства такого жилья в регионах с низким уровнем газификации уже обсуждается.
При этом низкой энергоэффективностью страдают старые дома, иногда построенные еще в прошлом веке, которые принадлежат не самым богатым людям. Отремонтировать жилье, чтобы повысить его энергоэффективность, им часто не по карману, а платить приходится на общих условиях. И здесь опять же встает проблема адресности льгот именно на региональном уровне.
На федеральном условия для применения сезонного коэффициента определены ФАС. Граждане, проживающие в жилых или садовых домах (в СНТ), должны подтвердить право собственности на помещение. Кроме того, дом не должен быть газифицирован, в нем должны находиться электроотопительная установка и документы на нее.
То есть жители домов с неэлектрическим отоплением (дровами, углем, брикетами) или комбинированным отоплением (газ/дрова/уголь/брикеты и электрокотел) под действие коэффициента не попадают. Сведения о газифицированных домовладениях региональные поставщики электроэнергии могут получить у газораспределительных организаций.
Со своей стороны ФАС будет контролировать соответствие выставленных энергоснабжающими организациями тарифов каждому диапазону. Применение тарифа второго и третьего диапазона ко всему объему потребления будет считаться ФАС нарушением антимонопольного законодательства.