Искусственный интеллект поможет быстрее пересечь границу

Сократить время досмотра грузовиков на пунктах пропуска через границу возможно за счет цифровизации документооборота и внедрения искусственного интеллекта в работу специальных комплексов. К такому выводу пришли участники заседания Совета по развитию транспортного комплекса, прошедшего в Совете Федерации.
Виктор Толочко/РИА Новости

На сегодняшний день в России функционирует 313 пунктов пропуска, сообщил руководитель Росгранстроя Геннадий Безлобенко.

Приоритетные объекты уже прошли комплексную модернизацию, что позволило в два-три раза увеличить их пропускную способность. "Ряд пунктов оснастили отечественными инспекционно-досмотровыми комплексами портального типа. Это современное оборудование российского производства, которое позволяет быстро, точно и безопасно досматривать 100% транспортных средств в динамическом потоке, то есть, не останавливаясь", - уточнил он.

Поручение сократить до 10 минут время досмотра грузового транспорта на госгранице президент России Владимир Путин дал около года назад. Безлобенко считает, что цель может быть достигнута за счет развития инфраструктуры и сокращения времени проведения контрольных операций. В первом случае большую роль играет досмотровое оборудование. В России сейчас две компании специализируются на производстве такой аппаратуры. Директор Департамента радиоэлектронной промышленности Минпромторга Юрий Плясунов рассказал про одну из них. Предприятие производит портальные, мобильные, стационарные и железнодорожные инспекционно-досмотровые радиометрические комплексы. "Время досмотра в каждом случае несколько отличается. Через портальные проходят за 27 секунд, стационарные - до 5 минут, мобильные - около 6 минут, анализ железнодорожного состава из 70 вагонов занимает примерно 20 минут. В целом доля использования отечественных комплектующих в них превышает 95%. За 2024 год произведено 11 единиц различных типов. В этом году в производстве находится шесть портальных, один стационарный и 11 мобильных комплексов", - уточнил он. Замминистра отметил, что Минпромторг при необходимости готов оказать предприятию поддержку по развертыванию дополнительных производственных мощностей.

И Безлобенко, и начальник Главного управления организации таможенного оформления и таможенного контроля ФТС России Сергей Амельянович говорили о необходимости развития технологии автоматического анализа снимков, полученных с досмотровых комплексов, с использованием технологии искусственного интеллекта. Оба отметили, что ускорить процесс позволит также механизм предварительного информирования государственных контрольных органов о планируемых к пересечению границы грузах, транспортных средствах и лицах: как на убытие, так и на прибытие. Амельянович считает, что соответствующие изменения необходимо внести и в Таможенный кодекс Евразийского экономического союза. "Это позволит нам сразу включаться в процесс, начинать обработку в электронном виде этих документов и не терять время", - подчеркнул он. Все это, по его мнению, должно сопровождаться возможностью бронирования времени пересечения государственной границы.

Замминистра транспорта Валентин Иванов рассказал, что в данный момент на четырех пунктах пропуска в России уже функционирует система электронной очереди. И она неплохо себя зарекомендовала. Зарезервировать дату и время подъезда можно на портале Госуслуг или в госинформсистеме электронных перевозочных документов. Кроме того, есть особый пункт пропуска - Тагиркент-Казмаляр в Дагестане на границе с Азербайджаном, входящий в транспортный коридор Север-Юг. Там сейчас проходит апробация прототипа интеллектуального пункта пропуска, где объединены цифровые технологии для оптимизации транспортно-логистических процессов.

Председательствующий на заседании глава Комитета Совфеда по экономической политике Андрей Кутепов призвал, чтобы подобные подходы были внедрены и на морских границах страны. Сенатор напомнил, что на эти цели выделяется бюджетное финансирование, и надо с максимальной пользой тратить данные средства.