В 2019 году постановлением правительства РФ N406 были утверждены правила предоставления субсидий на железнодорожные перевозки сельхозпродукции по льготным тарифам, согласно которому мукомольные предприятия в европейской части страны могли получать дешевое сибирское зерно. В то же время сибирским мукомолам из-за высоких транспортных расходов гораздо сложнее выходить на внешние рынки сбыта с продукцией из того же сырья. Два года назад зернопереработчикам СФО предоставили возможность льготных поставок муки на Дальний Восток, но это очень небольшой рынок (около шести миллионов человек).
- С такими подходами мы можем потерять сибирскую зернопереработку. Из региона по льготному тарифу должен вывозиться продукт с добавленной стоимостью, а не сырье, - убежден президент Союза зернопереработчиков Алтая, председатель совета директоров Сибирского зернового консорциума Валерий Гачман.
Хватает и других поводов для тревоги. Три года подряд идет снижение цен на зерно. Падает рентабельность сельского хозяйства - она уже близка к минусовым значениям. Если не остановить этот негативный тренд, то неизбежно последует сокращение производства, что приведет к появлению дефицита. И потом госсубсидии начнут выделять на реанимацию тех секторов, которые начинают подавать тревожные сигналы сейчас. Всем известно: восстановить намного дороже и сложнее, чем вовремя поддержать.
- За последние годы у нас произошли серьезные изменения приоритетов государственной политики в области сельского хозяйства. Среди них можно назвать рост экспорта продукции, повышение доходов производителей и многое другое. Но сейчас эти приоритеты отодвинуты, а ключевыми стали антиинфляционные меры, которые ограничивают рост внутренних цен и по возможности делают продукты широкодоступными. Среди них есть даже те, которые стимулируют импорт некоторых продуктов - например, из Китая завезли несколько десятков тысяч тонн сливочного масла и мяса птицы, - констатирует гендиректор Института конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР) Дмитрий Рылько.
Тем временем второй год подряд потихоньку уменьшаются объемы российского экспорта зерновых и масличных культур (по крайней мере, в долларовом выражении). Главные факторы - сокращение урожаев и санкции. Правда, поставки мяса, наоборот, растут. По словам Дмитрия Рылько, заметно сократились отгрузки в Китай, который остается крупнейшим партнером России в области торговли продовольствием (особенно по гороху и ячменю). Сейчас мы занимаем восьмое место в китайском импорте. В тройке лидеров - Бразилия, США и Евросоюз.
Что касается сибирских аграриев, то, по наблюдениям Дмитрия Рылько, у них вызывают тревогу два фактора - высокая нестабильность в предоставлении транспортных железнодорожных субсидий и сложности торговых взаимоотношений с крупнейшим аграрным партнером - соседним Казахстаном.
- В европейской части страны запасы пшеницы очень низкие, зато на Урале и в Сибири они сверхвысокие. Наши экспортеры в поисках зерна, прежде всего пшеницы, вынуждены уходить все дальше "во глубину сибирских руд" - среднее расстояние до экспортных рынков увеличилось до 2250 километров. Есть вероятность, что оно будет расти и дальше. Из отгруженной за пределы СФО сибирской пшеницы девяносто процентов объема ушло на запад страны. При этом сибиряки должны быть готовыми до конца аграрного сезона к возможному постепенному отказу от транспортной субсидии, которая очень уверенно поддерживает цены на пшеницу в Западной Сибири, обеспечивая компенсацию примерно в 2,5 тысячи рублей за тонну. Арифметика простая. Только за первые пятнадцать дней февраля из Сибири вывезена 371 тысяча тонн зерна, и при таких объемах лимит субсидии на 2025 год для Сибири и Урала будет выбран очень скоро. Что ставит дальнейшую судьбу сибирского зернового рынка в этом году под знак вопроса, - предупреждает гендиректор ИКАР.
Дождливая осень принесла сибирякам дополнительную неприятность - большую массу сырого и, как следствие, проросшего зерна. Благо крестьян выручили зернотрейдеры, нашедшие возможность продать проросшую пшеницу в Бангладеш. Но этот коридор проблемы не решил. В очередной раз вспыхнули горячие разногласия между производителями зерна и его переработчиками. Суть их объяснил Валерий Гачман:
- Хорошо, что в крае построили много сушилок. Вот только людей, умеющих грамотно на них работать, не хватает. На элеваторы прошлой осенью везли такое зерно, из которого невозможно сделать муку - оно было пережженным. Крестьяне, в целях экономии времени и солярки пытаясь снять за один прогон в сушилке сразу шесть-восемь процентов влажности, делали такое зерно непригодным к размолу. При этом у него становилась нормальной влажность, сохранялась хорошая клейковина, и крестьяне искренне недоумевали: "Чего вам еще надо?" Наши объяснения их не устраивали. В этот раз повезло с Бангладеш, но на внутренний рынок и рынок КНР требуется поставлять качественное зерно. Ученым и власти нужно грамотно сориентировать сельхозпроизводителей в правилах сушки зерна.
В целом пришло время ревизии такой важнейшей категории, как качество зерна, считает Дмитрий Рылько. Здесь очень важно "число падения" (ЧП - скорость разрушения крахмала под действием ферментов). Именно ЧП во многом определяет качество и ценность зерновых культур. Крестьянам здесь нужны новые четкие ориентиры.
- Россельхознадзору приходится работать по ГОСТу, который уже не соответствует современным реалиям, о чем все прекрасно знают. Назрело какое-то принципиальное решение. Пересмотр ГОСТа - ужасно долгая бюрократическая процедура. Наверное, есть смысл сделать то же, что и казахстанские соседи - давать некую формально-неформальную оценку того, что завозят на элеватор, чтобы все участники рынка понимали, с каким зерном они имеют дело.
Одним словом, требуется четкий алгоритм. Если в следующий сезон аграрии опять зайдут с низким числом падения зерна, то в отрасли может случиться уже другое ЧП.
Александр Лукьянов, заместитель председателя правительства Алтайского края:
- Основная проблема для нас - снижение объемов экспорта по сравнению с 2023 годом. Главная причина - ужесточение Казахстаном правил ввоза российского зерна. Но в этом году утерянные позиции восстановлены. В январе-феврале на экспорт еженедельно уходит по 35-50 тысяч тонн растениеводческой продукции. А если учесть вместе сырье и продукцию переработки, то в соседние регионы России мы каждую неделю вывозим около ста тысяч тонн. Если такую планку держать постоянно, то ситуация для аграрного сектора будет приемлемой. В целом драйвером роста сельского хозяйства в Алтайском крае стал экспорт. В его структуре пшеница сдает свои позиции. На переднем плане - просо, чечевица и, конечно, гречиха. Несмотря на сокращение посевных площадей под нее на 106 тысяч гектаров, регион сохраняет статус "столицы российской гречихи".