По роду своей деятельности я постоянно и много общаюсь со студентами, школьниками, педагогами, учителями и руководителями образовательных учреждений разного уровня. И вижу: в последние годы государство значительно изменило подходы к среднему профессиональному образованию. Его вновь активно популяризируют, создавая разные преференции для выпускников школ, чтобы они делали выбор именно в пользу колледжей. Катализатором стала и ситуация на рынке, когда рабочий человек начал зарабатывать достойные деньги.
На тенденцию сразу отреагировали вузы. Не только технические, но и медицинские, педагогические университеты стали активно развивать среднеспециальное образование на базе своих колледжей, филиалов и факультетов. Именно эти подразделения вузов отмечаются взрывным ростом числа поступающих молодых ребят. Этому способствует программа "Профессионалитет", помогающая учебным заведениям обновлять материальную базу, привлекая средства государства и ключевых работодателей.
В результате общий контингент студентов в университетских комплексах растет, включая коммерческий набор. А вот программы высшего образования заметно сдают позиции. И сегодня ребята по уровню знаний во многих колледжах сильнее, чем в вузах. Отличники, которым, казалось бы, сам бог велел идти в университеты, выбирают ссузы. Ответы на вопрос "почему" - как под копирку. "В колледж берут по аттестату. Решили с родителями не нервничать из-за ЕГЭ и не тратить деньги на репетиторов". "Мне школьные учителя посоветовали: колледж - способ быстрей стать взрослым". "Зачем терять пять лет, если гораздо раньше можно получить профессию и начать зарабатывать деньги?"
Наверное, это круто, что в учреждения среднего профессионального образования идут самые талантливые ребята. В краткосрочной перспективе для рынка труда, промышленности и бизнеса это даже необходимо.
Но на поверку оказывается, что во многих колледжах средний балл школьного аттестата абитуриента выше, чем у поступающих в вузы. Общаюсь с преподавателями и получаю прямое доказательство.
"Пришли первокурсники, которые набрали минимальный балл по ЕГЭ. Они даже калькулятором пользоваться не умеют. Приходится учить дроби. Про синусы и косинусы вообще молчу. Никакой самостоятельности. Никакой мотивации к учебе", - сокрушается педагог университета.
"Студенты пришли уникальные. В группе - 27 человек. Средний балл аттестата 4,82. Уже сегодня я бы перевел всех на выпускной курс. Качество учебных работ, докладов, презентаций - наилучшее за многие годы", - заявляет преподаватель колледжа.
За этих ребят можно не беспокоиться. Но что делать с первыми? Каких дипломированных специалистов мы получим через пять лет, когда они окончат университет? Кто будет организовывать новые производства, создавать новую инженерную школу, конструировать, изобретать, совершать технологический порыв? Преподавать в университетах и техникумах, наконец?
Еще одна новая тенденция - в ссузах появились огромные коммерческие группы, которых прежде в стране практически не существовало. Все очень просто. Девяносто процентов способных школьников, которые раньше шли в вузы, а теперь поступили в колледжи, заняли все бюджетные места. А ребята, которые традиционно сюда поступали, остались за бортом.
Для семей, главным образом малообеспеченных, которые были уверены, что их ребенок, окончив школу "по способностям", без проблем попадет в техникум, это стало не просто сюрпризом, а настоящей проблемой.
Все это основательно поменяло и нашу работу по формированию студенческих отрядов. Сейчас мы тоже активно идем в колледжи, где еще три года назад нас практически не было. Отряды отличников и здесь преуспевают, и уже начинают забирать знамена у вузов. А мы меняемся под запросы этой аудитории, создаем условия, лоббируем законы, необходимые для полноценной работы несовершеннолетних.
Уже два года мне не дает покоя мысль: зачем государство разделило отрасль на Министерство образования и науки и Министерство просвещения? Ведь при таком подходе конкуренция за абитуриентов не может быть честной и равноценной.
Поясню. Сегодня под крылом минпросвещения оказались школы и колледжи. А вузы и наука отданы минобразования. И первые решают свои задачи, совершенно не касаясь проблем высшей школы. А ЕГЭ, который еще совсем недавно позиционировался как возможность попасть в любой самый престижный столичный вуз, в школах уже воспринимают как обузу, которая портит показатели.
Придут ли выпускники ссузов в университеты - еще вопрос. Если и придут, то на заочное отделение. Лично я не знаком с учеными, которые бы вышли из "заочки".